Липецы. Усадьба Хомяковых, кон. 18 в.

Липецы. Усадьба Хомяковых, кон. 18 в.


Усадьба Хомяковых. ГенпланРасположена в Новодугинском районе Смоленской области на высоком северном берегу р. Вазуза.

В 1776 г. село перешло от Грибоедовых в собственность Хомяковых. Усадьба тесно связана с именем А.С. Хомякова (1804-60) - религиозного философа, писателя-публициста, поэта, одного из основоположников славянофильства, члена-корреспондента Императорской Академии наук.

Восточный флигель. Дворовый фасад. Фото 1986 г.Над самой рекой стоит церковь, построенная в 1797 г. по заказу А.Ф. Хомякова, и к реке выходит пейзажный парк, разбитый у крутого холма древнего городища. Парк спускается к прудам и переходит в перелески по обоим берегам Вазузы. В глубине усадьбы, по другую сторону городища, расположена регулярная часть парка, а еще дальше за ней - прямоугольный парадный двор. Его замыкали главный дом (сгорел в 1930 г.) и симметричные флигели (кон. 18 в.).

Основная дорога подводит к усадьбе с северо-запада, около одного из флигелей, и, раздваиваясь, огибает усадьбу с обеих сторон. Один рукав обходит ближайший флигель и поворачивает к парадному двору, другой проходит вдоль него и поворачивает под прямым углом за вторым флигелем. У артезианского колодца (кон. 19 в.) развилка: прямо - дорога к церкви, направо - к парадному двору, налево - в хозяйственному.

Восточный флигель. Фото 1986 г.Флигели - Г-образные в плане одноэтажные кирпичные здания, замыкающие углы парадного двора. Кирпичные стены побелены, поля ниш окрашены по кладке охрой. С внешней стороны угловые части трактованы как ротонды с полуколоннами. Обработка фасадов характерна для зрелого классицизма. Обращенные к дороге и торцовые стены флигелей украшены четырехколонными портиками с широким средним промежутком. В него вписаны окна с узкими нишами по бокам. Все окна прямоугольные, часть помещена в плоские арочные ниши.

Вход в оба корпуса сделан в углу со двора: из маленькой, почти квадратной прихожей двери ведут в угловую комнату с круглой внешней стеной и в одинаковые просторные помещения крыльев.

Церковь Николая Чудотворца. Фото 1986 г.Церковь Николая Чудотворца.

Кирпичные стены окрашены в красный цвет, швы побелены, карнизы оштукатурены и побелены. Цоколь и базы белокаменные.

Роспись интерьера клеевыми красками исполнена в кон. 18 - нач. 19 в. и поновлялась маслом в 20 в. Написанная над иконостасом на своде "Новозаветная Троица" на фоне клубящихся облаков так же, как и изображения евангелистов, выполнена в стиле барокко. Более сдержанно трактованы евангельские сцены на стенах храма.

Иконостас. Фото 1986 г.Высокий четырехъярусный иконостас в форме триумфальной арки (кон. 18 - нач. 19 в.) - замечательное произведение, выполненное в стиле классицизма. Между двумя пилонами, завершенными фронтонами, перекинута монументальная кессонированная арка, увенчанная сильно вынесенным карнизом и поставленными на него иконами и композицией "Воскресение" (плоскостные фигуры). Между пилонами помещены царские врата. Колонны по обе стороны врат с капителями в виде пальмовых листьев соединены резной гирляндой. Превосходный образец классицизма - сень в форме ротонды с высокими колонками и многообломным антаблементом, украшенным резной драпировкой с кистями.

Придельный иконостас 1-й пол. 19 в. выполнен в упрощенных формах классицизма. Вогнутая центральная часть включает царские врата с аркой, увенчанной иконой с изображением Бога Отца. Две иконы соединяют центр с боковыми частями, расположенными около пилонов храма.

Артезианский колодец. Фото 1986 г.Артезианский колодец

Редкий образец инженерного сооружения в усадьбах. Двухэтажное сооружение в плане имеет прямоугольник со срезанными углами. Первый этаж кирпичный, второй - деревянный, с восьмискатной кровлей. Стены нижнего этажа обработаны снаружи широкими филенками. Дверной прямоугольный проем находится на южной грани, арочное окно - на восточной.

Парк

Парк состоит из регулярной и ландшафтной частей. Регулярная возникла в 1770-е гг. Аллеи высоких лип, давших название усадьбе, располагались на квадратной площадке. Восемь аллей, пересекавшихся в ее центре, определяют планировку регулярного парка, во многом утратившего исторический облик, хотя во 2-й пол. 20 в. на аллеях сделаны подсадки молодых лип, а на участках между аллеями периодически скашивается трава. Одна из аллей ведет к кургану, на котором ровная круглая площадка обсажена по краю деревьями. Отсюда открываются многоплановые виды на окружающие ландшафты и уцелевшие постройки имения.

Более обширный по площади ландшафтный парк, устроенный уже в 19 в. южнее регулярного, располагается на пониженных участках рельефа. Горизонтальная сомкнутость листвы приподнята над уровнем земли, что улучшает пространственную связь парка с окрестностями и позволяет одновременно видеть разные породы деревьев и кустарников. Здесь растут дуб, липа, клен, ясень, береза, ель, сосна, черемуха, рябина, лещина, бересклет, а также экзоты, не свойственные данной местности: пихта сибирская, рябинник рябинолистный, караган древовидный. По северо-западной границе ландшафтного парка спускается монументальная еловая аллея (многие деревья в обхвате превышают два метра).

У самой южной границы в ландшафтном парке уцелели круглый и длинный пруды, разделенные дамбой. Эта пара водоемов вытянута вдоль Вазузы и располагается вблизи уреза ее вод. На поверхности небольшого круглого пруда, плотно окруженного деревьями, летом появляется множество белых кувшинок среди зеленой ряски.


Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область.
Москва, "Наука", 2001 г.


Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму