3. М. Перепелкина. Л. И. Шестакова - сестра, друг и хранительница наследия М. И. Глинки

3. М. Перепелкина. Л. И. Шестакова - сестра, друг и хранительница наследия М. И. Глинки


3. М. Перепелкина,
научный сотрудник Музея-усадьбы М. И. Глинки в с. Новоспасском



"Ваше светлое имя, уже занесенное в летописи
искусства, блеснет теперь на веки веков в этих
летописях достойным, сердечным признанием".
М. П. Мусоргский


Эти слова знаменитый русский композитор адресовал Людмиле Ивановне Шестаковой. Она вошла в историю русской музыкальной культуры как распространительница произведений М. И. Глинки, как организатор многих начинаний, связанных с увековечением его памяти, как друг музыкантов, входивших в "Могучую кучку".
На протяжении жизни Михаил Иванович был окружен людьми, большая часть которых относилась к нему с величайшим уважением, высоко ценила его могучий талант. Но никто не сделал так много для великого композитора, для его славы и памяти как Л. И. Шестакова, его верный, ближайший друг, советник, помощник во всем и всегда.
Несмотря на разницу в возрасте (12 лет), дружба между ними зародилась с юных лет. Михаил Иванович выделял ее среди всех братьев и сестер. Людмила была девятым ребенком в семье, и ей исполнился всего лишь год, когда Михаил уехал учиться в Петербург. Приезжая на вакации, он охотно занимался с сестрами.
"Надо заметить, что брат был чрезвычайно аккуратен и так умел ловко преподавать, что я с радостью училась у него"(1), -вспоминала позднее Людмила Ивановна.
Когда композитор вернулся из-за границы в 1834 году, то нашел сестру уже 18-летней миловидной девушкой. Вскоре Людмила была помолвлена с помещиком соседом, отставным морским офицером Василием Илларионовичем Шестаковым. Венчание состоялось весной 1835 года в Новоспасском. В это же время в Петербурге Михаил Иванович женился на Марии Ивановой и, приехав с молодой женой погостить в родовое имение, навещал сестру в Логачеве. К ее мужу композитор многие годы испытывал уважение, благодарил за заботу о сестре, неизменно называл "милым братцем".
У Шестаковых было двое сыновей, но оба умерли в 1849 году.
Зимой 1847/48 гг. Михаил Иванович жил в Смоленске. Сестра "по искренней дружбе" решилась некоторое время провести с ним.
"Мы жили с сестрой душа в душу и, несмотря на мои страдания, нам было хорошо вместе"(2), - вспоминал Михаил Иванович. А Людмила Ивановна признавалась, что, "...только поживя с ним неразлучно одною жизнью, я совершенно поняла брата, его ангельскую, мягкую, добрую душу"(3).
Композитор к этому времени расстался с женою, Людмила Ивановна также не имела счастья в браке. Мужа она не любила, после смерти матери стала жить отдельно, но связи с ним не порывала, приезжала в Логачево. Людмила Ивановна признавалась позже: "Наши с братом несчастные супружества сблизили нас, и мы искренно привязались друг к другу"(4). В Смоленске Михаил Иванович написал для сестры романс "Милочка".
Из Смоленска композитор переехал в Варшаву, а Людмила Ивановна - к матери, в Новоспасское. Евгения Андреевна к тому времени почти лишилась зрения и нуждалась в помощи близкого человека. "Я охотно согласилась быть при ней. Она не раз в то время говорила мне о брате и просила меня беречь его в случае ее смерти. Она знала, как брат меня любит"(5). Людмила Ивановна опекала мать вплоть до ее кончины 31 мая 1851 года.
Михаил Иванович тяжело пережил потерю родного и близкого ему человека, "драгоценной, бесценной маменьки". От нервного потрясения правая рука отказалась ему служить. Узнав о беде с братом, Людмила в июле 1851 года приехала в Варшаву и прожила там почти два месяца.
"Ее внимательная дружба несказанно утешила меня, - признавался композитор. - Я несколько ожил духом; мы распорядились по делам нашим"(6).
Тогда же Михаил Иванович сестре и ее мужу дал полную доверенность на управление имением. 27 октября 1851 года Михаил Иванович написал "Духовное завещание", по которому Шестаковой "в знак истинного к ней братского расположения и за ее любовь и родственную дружбу в полное и неотъемлемое владение" завещал все движимое и недвижимое имущество(7).
Благодаря заботам и дружескому участию сестры Михаил Иванович в Варшаве вновь занялся своим любимым делом - музыкой. Сделал вторую редакцию испанской увертюры "Ночь в Мадриде". Именно эта редакция стала общепринятой, увертюра впервые была издана в 1858 году в Лейпциге, по инициативе Л. И. Шестаковой.
В Петербурге Людмила Ивановна неоднократно снимала для брата квартиры, поселялась вместе с ним, заботясь о его спокойствии и благополучии, окружала людьми, близкими ему по духу: музыкантами, певцами, любителями поэзии и живописи, устраивала музыкальные вечера и тем самым создавала нужную ему творческую атмосферу. Брат с любовью и нежностью называл ее "ангелом-хранителем", "куконушкой", "министром финансов".
В октябре 1851 года Людмила Ивановна по просьбе брата приехала в Петербург. Несмотря на то, что у него были гости, "увидя меня, брат кинулся передо мной на колени и зарыдал как ребенок, упрашивая меня остаться всю зиму в Петербурге. Я объявила брату, что остаюсь с ним"(8), - вспоминала она. Опять они были вместе, и в апреле 1852 года Людмила Ивановна с помощью дирижера Карла Шуберта устроила второй концерт филармонического общества в пользу вдов и сирот. Музыканты и певцы стоя аплодировали Михаилу Ивановичу. Он был поражен неожиданностью и тронут до слез.
"Оркестр исполнил "Испанскую увертюру №2 и "Камаринскую", которую я тогда слышал в первый раз", - вспоминал композитор(9).
Это был настоящий подарок, сделанный любимой сестрой. Карлу Шуберту Михаил Иванович писал: "Спешу поблагодарить тебя из глубины сердца; мои сочинения были исполнены с совершенством, превзошедшим все мои ожидания"(10).
{mospagebreak heading=Страница 1}



В это время у Михаила Ивановича часто бывали братья Стасовы, В. П. Энгельгардт, А. Н. Серов, А. С. Даргомыжский, которые потом так много сделали для сохранения его творческого наследия.
И Людмилу Ивановну беспокоила судьба произведений М. И. Глинки. Она начала с приведения в порядок романсов. Это было связано с большими трудностями. Михаил Иванович писал и в Петербурге, и на Кавказе, и за границей, и в Малороссии, но у кого искать его собственные произведения, он не знал.
"Мне удалось собрать почти все; брат сам составил список, в котором году он что сочинял, и у меня в книге все романсы расположены по его назначению; и там же его рукой написано несколько строк. Книга эта должна поступить в Публичную библиотеку после моей смерти"(11), - писала Людмила Ивановна. На заглавном листе переплетенного тома сохранилась надпись композитора: "Эта книга содержит в себе собрание романсов и песен М. И. Глинки, тщательно собранных и приведенных в возможный порядок Л. И. Шестаковой, коей и принадлежит сия книга".
В 1853 году сгорел Большой театр и с ним - партитуры "Руслана" и "Жизни за царя". Осталось только по одному экземпляру в Петербургской театральной дирекции. Михаил Иванович, по словам сестры, "ужасно боялся, что и здесь могут сгореть партитуры, и тогда его музыка пропадет, а особенно он боялся за "Руслана", он эту оперу больше любил и ставил ее несравненно выше "Жизни за царя". От партитуры "Руслана" были только небольшие наброски"(12). Видя, что брат всерьез этим озабочен, Людмила Ивановна по совету К. Шуберта наняла лучшего переписчика из артистов и поручила переписать по два экземпляра партитур обеих опер. Затем, по желанию Михаила Ивановича, по одному экземпляру каждой оперы послала в Берлин к 3. Дену, а два отдала В. В. и Д. В. Стасовым.
"Этому моему распоряжению (без хвастовства могу сказать) искусство и публика обязаны, что слышат "Руслана", так как позднее сгорел Мариинский театр в Петербурге и с ним "Руслан". Тогда-то дирекция и брала списывать партитуру "Руслана" у Стасовых" - вспоминала Людмила Ивановна.
В феврале 1853 года у нее родилась дочь Оленька, любимая племянница и крестница композитора.
Из Парижа Михаил Иванович часто писал, скучал по сестре и крестнице.
"Письмо твое до слез обрадовало меня, - признавался он сестре. - Твоя искренняя и деликатная дружба и заботы обо мне таковы, что мне остается только век благодарить тебя, и я жажду скорее с тобой свидеться, чтобы доказать на деле всю мою к тебе признательность. Главное - да сподобит меня господь бог узреть твои ясные очи. Мысль о свидании с тобой и милыми сердцу просто воскресили меня"(13).
Еще при жизни матери Людмила Ивановна, проезжая уездный город Ельню, видела, как "бедные женщины с грудными детьми стоят на коленях вокруг церкви, единственной в городе, тогда как прихожан с окрестными деревнями было более 5000. Поэтому всякий раз она думала, что если бы имела средства, то непременно выстроила бы там другую церковь"(14). Лишившись сыновей, Людмила Ивановна задумала осуществить эту мечту.
"Церковь была построена в 1857 году и освящена во имя Обновления храма Воскресения Господня в Иерусалиме. Храм был однопрестольный, с железной крышей, позолоченными крестами на главах и колокольне. Внутренний вид и утварь, привезенная Людмилой Ивановной из Петербурга, "очень благолепны". По сравнению с другими храмами Воскресенский считался богатым. Церковь была окружена каменной оградой. Во время Великой Отечественной войны здание храма было разрушено"(15). Из-за границы композитор возвратился весной 1854 года и поселился с сестрой и маленькой племянницей на даче в Царском Селе, где они прожили до конца августа. Людмила Ивановна уговорила брата приступить к написанию "Записок". И они стали уникальным документом для изучения жизни и творчества композитора. Работу композитора над "Записками" Людмила Ивановна подробно описала в воспоминаниях "Последние годы жизни и кончина М. И. Глинки"(16).
Из Царского Села Михаил Иванович с сестрой и крестницей перебрались в Петербург и поселились в доме Томиловой в Эртелевом переулке. Здесь они прожили более полутора лет до его поездки в Берлин.
За это время Михаил Иванович сочинил "Торжественный полонез" для коронации императора Александра II, "Детскую польку" для племянницы Оли, написал ектений обедни, молитву "Да исправится", которые были исполнены монахами Сергиевской пустыни.
"С этого времени брат начал подумывать серьезно о церковной музыке и начал понемногу заниматься церковными тонами" - вспоминала Людмила Ивановна(17).
Летом 1855 года Людмила Ивановна с дочерью на несколько месяцев ездила в деревню. Возвратясь, вновь поселилась с братом.
"Не буду описывать обоюдной радости нашей, но скажу, что нам жилось очень хорошо. Мы прожили в Петербурге вместе с братом до апреля 1856 года" - писала она.
Весной 1856 года композитор уехал в Берлин к своему давнему другу учителю 3. Дену заниматься церковной музыкой. "Я почту себя счастливым, если удастся проложить хотя бы тропинку к нашей церковной музыке"(14), писал композитор из Берлина В. В. Стасову. Но, к сожалению, осуществить свою цель он не успел.
Последнее письмо Михаила Ивановича и сестре датировано 15 (27) января 1857 года. В нем он описывает концерт в Королевском дворце, где с успехом было исполнено трио "Ах, не мне, бедному сиротинушке" из "Жизни за царя". К письму приложен конверт с надписью, сделанной рукой Л. И. Шестаковой: "В публичную библиотеку. Предсмертное письмо брата. Людмила Шестакова".
Известие о смерти Глинки Людмила Ивановна получила лишь на десятый день, и первой ее мыслью было: не оставить дорогой ей прах на чужбине. В этом печальном, но таком необходимом деле ей помог министр иностранных дел И. М. Толстой, благодаря его хлопотам было получено разрешение государя Александра II на перевоз тела композитора из Берлина в Россию.
В мае 1857 года в Берлин уехал преданный друг композитора и его сестры В. П. Энгельгардт, который помогал в доставке гроба с телом в г. Штеттин на пароход "Владимир", который отправлялся в Кронштадт, где его встречала Людмила Ивановна. Ее сопровождали М. А. Балакирев, А. Н. Серов, братья Стасовы.
Похоронили композитора на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры 24 мая 1857 года.
{mospagebreak heading=Страница 2}



Благодаря Людмиле Ивановне и В. В. Стасову вскоре на могиле Глинки был поставлен памятник по рисунку академика И. И. Горностаева мастером Деннеисом. Медальон с портретом Михаила Ивановича в профиль на памятнике был сделан талантливым скульптором Н. А. Лаверецким.
Жизнь Л. И. Шестаковой была подчинена одной великой цели - увековечению памяти Глинки и распространению его произведений. Дальнейшая ее жизнь только в этом и состояла. В. В. Стасов писал: "Она была не что иное, как ряд неугомонных попыток и неутомимых усилий с этой единственной мыслью в голове. И все они, до единого, достигли желанных результатов"(19).
Людмила Ивановна попросила В. П. Энгельгардта, бывшего и Берлине, издать там на ее средства полные партитуры четырех крупных оркестровых сочинений брата: увертюр к "Жизни за царя" и "Руслану", "Арагонскую хоту" и "Ночь в Мадриде", посвятив эти произведения Мейерберу, Листу, Берлиозу и Дену.
Цель у нее была одна - чтобы музыку брата больше узнали :ia границей; и она не ошиблась. И Лист, и Берлиоз, и Мейербер стали к своих концертах исполнять эти и другие сочинения Глинки. "Арагонская хота" была посвящена Ф. Листу, и он написал Людмиле Ивановне: "...я принимаю с истинною благодарностью Ваше посвящение, и для меня это будет удовольствие и обязанность, как только возможно, содействовать распространению созданий Глинки, к которым я питал всегда самую искреннюю и восторженную симпатию"(20).
В Берлинской государственной библиотеке, бывшей Королевской, хранятся рукописи М. И. Глинки, переданные туда 3. Деном в 1858 году, в том числе и увертюра "Ночь в Мадриде", ему посвященная.
В конце 1863 года Людмиле Ивановне было послано новое тяжкое испытание: умерла от дифтерита ее 10-летняя дочь Оленька. Печаль была безмерна. Людмила Ивановна отдалилась от всех, даже самых близких и дорогих ей людей, жила в полном одиночестве, лишь в конце 60-х годов начала постепенно возвращаться к прежним интересам.
Об этих трудных годах Людмила Ивановна вспоминала: "Помню только, что М. А. Балакирев и В. В. Никольский возвратили меня к жизни. Они начали у меня учить бедных детей, которых любила и которым помогала моя девочка, первый музыке, - а второй - наукам; меня это так заинтересовало, что потом у меня долго, долго была в доме постоянная маленькая школа, и я аккуратно и не без успеха занималась с детьми. В это время, когда самое острое горе смягчилось, я начала серьезно думать о музыке брата, посвятила и посвящаю ей всю свою жизнь"(21).
"После смерти дочери у Людмилы Ивановны был первый удар, и она долго не владела правою стороною, но, благодаря советам С. П. Боткина, электричество и гимнастика ей помогли, хотя слабость парализованной ноги дает себя чувствовать и до сих пор", - писал В. В. Стасов(22). Спустя несколько лет она нашла в себе силы поручить Матильде, бонне ее дочери, написать воспоминания "Последние дни Олечки" с ее слов и от ее имени.
С 1866 года вокруг Л. И. Шестаковой образовался и вырос кружок молодых музыкантов и композиторов, поклонников и продолжателей дела М. И. Глинки. В него вошли: М. А. Балакирев, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков, Ц. А. Кюи, позднее - А. С. Даргомыжский и А. П. Бородин, впоследствии члены "Могучей кучки". Все эти талантливые музыканты постоянно встречались у нее на квартире, приносили и показывали друг другу новые произведения.
В одном из писем Мусоргского к Людмиле Ивановне содержится оценка ее деятельности: "Разрешите видеть Вас, ведь все хорошие музыкальные дела у Вас заводились и у Вас делались. Помните: Вы искусству нашему надобны, Вы трижды дороги нам. Берегите себя"(23).
Многие композиторы в знак глубокого уважения и благодарности посвящали ей свои произведения. Назовем лишь некоторые: Балакирев - музыкальную поэму "Тамара", Испанскую серенаду, Мусоргский - романсы "Колыбельная" и "Семинарист", Римский-Корсаков - романсы "Из слез моих много, малютка", "Гармонии стиха божественные тайны", Лядов - "Балладу" для оркестра, Глазунов - струнный квартет.
"В Вас, голубушка, живет для нас всех ... свято дорогой брат Ваш Михаил Иванович"(24), - признавался в письме к Людмиле Ивановне Мусоргский.
Спустя 10 лет после смерти композитора Людмила Ивановна, зная, что "чехи очень дружелюбно относятся к музыке брата и ставили в Праге "Жизнь за царя", сделала все возможное, несмотря на большие затруднения, чтобы в Праге была дана любимая опера Михаила Ивановича "Руслан и Людмила". В этом деле ей помогал М. А. Балакирев, и в начале 1867 года состоялось первое представление. "Успех был очень большой", - вспоминала Людмила Ивановна, которая для ускорения дела сама ездила в Прагу.
При ее же активном участии в 1874 году в Милане и Ганновере была дана опера "Жизнь за царя".
I [о Людмилу Ивановну не оставляла мысль об издании партитур обеих опер М. И. Глинки за рубежом. Права на издание его произведений принадлежали музыкальному издателю в Петербурге Ф. Т. Стелловскому, дело с которым длилось несколько лет, и только после его смерти в 1876 году Людмила Ивановна смогла заключить договор на печатание партитуры оперы "Руслан и Людмила" в Лейпциге.
"Все эти переговоры и условия делались мною тогда, как я не знала еще, откуда возьму средства для этого предприятия. Сумма нужна была большая, в несколько тысяч, а я не имела лишней сотни в доме", - вспоминала она(25).
Свою помощь ей предложил верный друг - В. В. Никольский. Получив от него необходимую сумму в долг, Людмила Ивановна принялась за дело. И в 1878 году партитура "Руслана" была наконец напечатана под редакцией Балакирева, Лядова и Римского-Корсакова. Чтоб осуществить эту давнишнюю мечту и желание брата, она, уже отдавшая сестрам все, что получила в наследство от матери и брата, продала последнее свое имение и эти деньги истратила на издание партитуры.
"Сколько было тяжелых и неприятных минут, описать невозможно. Неприятностей и забот было столько, что одно беспредельное уважение к памяти брата не дозволило мне бросить этого дела, не доведя его до конца...
{mospagebreak heading=Страница 3}



Что почувствовала я, взяв этот экземпляр в руки, нет слов выразить! Я забыла все неприятности, все тяжелые часы и была совершенно счастлива", - вспоминала Людмила Ивановна. Месяц спустя она получила остальные экземпляры и разослала их всем русским музыкальным обществам, крупнейшим дирижерам во все главнейшие европейские консерватории, театры, публичные библиотеки в Берлине, Праге, Париже. Вскоре, также благодаря стараниям Людмилы Ивановны, была издана партитура оперы "Жизнь за царя".
В день празднования 500-го представления "Жизни за царя", 28 ноября 1879 года, Л. И. Шестаковой была поднесена от имени ее почитателей сумма в 2500 рублей - для употребления по ее усмотрению, собранная по инициативе А. И. Громовой. В ответ Людмила Ивановна напечатала в "Новом времени"(26) письмо, в котором благодарила за сочувствие и назначала эту сумму на две стипендии: одну - в 1500 рублей, с именем "Ольгина стипендия" - в память покойной дочери на содержание в Литейной гимназии девочки по ее избранию, другую - в 1000 рублей - на субсидию Бесплатной музыкальной шкоде, которой она много раз помогала.
Но на этом заботы Л. И. Шестаковой о памяти брата не закончились. Она давно мечтала об увековечении памяти М. И. Глинки на родине, в Смоленске, задалась этой целью и не отступила вплоть до ее осуществления. 10 ноября 1883 года в Смоленске произошла закладка памятника нашему великому земляку. В память об этой знаменательной дате Людмила Ивановна подарила свою фотографию с дарственной надписью М. А. Балакиреву - другу и помощнику во всех ее благих делах во имя памяти брата.
Деньги на памятник собирались по подписке по всей России, но самым значительным был вклад Л. И. Шестаковой. 20 мая 1885 года па торжество открытия памятника съехались крупнейшие русские музыканты: П. И. Чайковский, С. И. Танеев, А. С. Арен-cкий, А. К. Глазунов, М. А. Балакирев, который дирижировал концертом из произведений М. И. Глинки. Почетной гостьей была Л. И. Шестакова.
По инициативе и при непосредственном участии Л. И. Шестаковой в 1906 году был сооружен памятник М. И. Глинке в Петербурге.
В 1892 году Л. И. Шестакова познакомилась с будущим биографом Глинки, музыкальным критиком, редактором - издателем "Русской музыкальной газеты" (далее РМГ) Николаем Федоровичем Финдейзеном, который на долгие годы стал ее другом и единомышленником. Именно с ним и В. В. Стасовым Людмила Ивановна вела подготовку к созданию первого в России музея имени М. И. Глинки. По записям в "Дневниках" (1892- 1901 гг.) 11. Ф. Финдейзена прослеживается та грандиозная работа, которую он выполнял, сотрудничая с сестрой М. И. Глинки по созданию музея. В этот период они почти ежедневно встречались и переписывались.
Открытие музея было приурочено к 50-летию со дня первой постановки оперы "Руслан и Людмила" в Петербурге. На торжественном вечере в Мариинском театре, посвященном этой дате, Людмиле Ивановне была преподнесена великолепная звезда с именем М. И. Глинки, окруженным лавровым венком.
Людмила Ивановна отдала в музей все сохранившиеся у нее личные вещи и рукописи композитора, по ее просьбе друзья и знакомые Михаила Ивановича сделали то же самое.
В 1896 году она добилась разрешения перенести музей М. И. Глинки в Петербургскую консерваторию.
Общение с Людмилой Ивановной было для Финдейзена не только творческим сотрудничеством, это были встречи с самым дорогим и близким композитору человеком. По настоятельной просьбе Финдейзена и при поддержке В. В. Стасова Людмила Ивановна написала воспоминания "Былое М. И. Глинки и его родителей", впервые напечатанные в "Ежегоднике императорских театров за 1892-1893 гг.". Позднее, по просьбе В. В. Стасова, она написала: "М. И. Глинка в воспоминаниях его сестры", "Из моих вечеров" и "Последние годы жизни и кончина Михаила Ивановича Глинки". Для тех, кто изучает жизнь и творчество композитора, они поистине бесценны. По воспоминаниям "Былое М. И. Глинки и его родителей" удалось создать интерьеры восстановленного дома Глинок, помогли они при строительстве самого дома и реконструкции усадебного парка.
С помощью и при непосредственном участии Людмилы Ивановны Н.Ф. Финдейзен написал первую биографию М. И. Глинки, выпустил 1-й том в 1896 году с родословной Глинок.
Л. И. Шестакова долгое время вела активную переписку с В. В. Стасовым, В. П. Энгельгардтом, М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским и другими лицами.
В. В. Стасов писал: "Из 250 писем, бывших у меня под рукой при составлении биографии его [Глинки], самая значительная часть их, принадлежавшая мне и подаренная мне родною сестрою М. И. Глинки, Л. И. Шестаковой [около 200], принесена мною в дар Императорской Публичной библиотеке".
Скончалась Л. И. Шестакова 18 января 1906 года в возрасте 90 лет. Похоронили ее рядом с братом на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
В статье "Памяти Людмилы Ивановны Шестаковой" В. В. Стасов писал:
"Стоя в церкви у гроба, я думал: "Какая счастливая была ее жизнь! Каким рядом превосходных, важных дел она была вся наполнена! Какая чудная судьба была ей назначена и как чудесно она осуществилась! Часто ли бывает такая жизнь на свете?""(27).
На лентах одного из многочисленных прощальных венков было написано золотыми буквами: "Людмиле Ивановне Шестаковой - могучей деятельнице на пользу русской музыке".
Имя Людмилы Ивановны Шестаковой с любовью и уважением произносится всеми, кому дорога память о М. И. Глинке.


Примечание.
1.М. И. Глинка в воспоминаниях современников. - М.: 1955. - С. 36.
2.М. И. Глинка. Записки. - М.: "Музыка". 1988. - С. 130. 3.М. И. Глинка в воспоминаниях современников. - С. 40. Там же. - С. 48. М. И. Глинка в воспоминаниях современников. - С. 48.
6.М. И. Глинка. Записки. - М.: Музыка, 1988. - С. 139.
7.Там же. - С. 673-676. Подлинник не обнаружен. 1-я публикация в РМГ.1907.
8.М. И. Глинка в воспоминаниях современников. - С. 49.
9.М. И. Глинка. Записки. - С. 141.
10.Письма. - С. 411.
11.М. И. Глинка. Воспоминания современников. - С. 50.
12.Воспоминания современников. - С. 50.
13.Письма. - С. 477.
14.В. В. Стасов. Статьи о музыке. - М..: 1980. - С. 103.
15.Иеромонах Рафаил. Ельнинская земля. Православные храмы. - Смоленск, 2005. - С. 40.
16.Воспоминания современников. - С. 296-297.
17.Там же. - С. 299.
18.Письмо от 11 (23) августа 1856. - С. 615.
19..  В. В. Стасов. Статьи о музыке. - С. 106.
20.Письмо Листа Стасов В. В. приводит в своей работе "Лист, Шуман, Берлиоз в России"
Стасов В. В. Избр. соч. - Т. 3. - М.: 1952. - С. 465.
21.Воспоминания современников. - С. 51-52.
22.В. В. Стасов. Статьи о музыке. - М., 1930. - С. 109.
23.М. П. Мусоргский. Письма и документы. - М., 1932. Письмо от 17 мая 1876 г. - С. 339.
24.  М. П. Мусоргский. Письма и документы. - М., 1932. - С. 339.
25.М. И. Глинка в воспоминаниях современников. - С. 53.
 26."Новое время", 1879, № 1351,. 1 декабря.
27.В. В. Стасов. Статьи о музыке. - М.: 1980. - С. 354.


3. М. Перепелкина,
научный сотрудник Музея-усадьбы М. И. Глинки в с. Новоспасском

Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму