Крылья малой родины.

Крылья малой родины.


Первых воздухоплавателей смоляне встречали в июле 1893 года. Тогда в Лопатинском саду выступали приезжие аэронавты Станислав Древницкий и Янина Мей. Зрители увидели поднимающийся в небо воздушный шар с прикрепленной под ним трапецией, на которой сидела девушка. Поднявшись на высоту 300 метров, она спрыгнула вниз с парашютом. Как писала местная пресса, смелую девушку, приземлившуюся в «одном из садов Свирской слободы», смоляне приветствовали аплодисментами и овациями (кстати, два года спустя Древницкий погиб при исполнении такого же трюка в Витебске).
Первый полет аэроплана над смоленским ипподромом в 1911 году собрал невиданное количество зрителей. Победу человека над силой притяжения на моноплане «Блерио» тогда демонстрировал Александр Васильев. Первым же смолянином, поднявшимся в воздух над родным городом, стал Глеб Алехнович. Летом 1912 года он пролетел над Покровской горой на биплане, сконструированном петербургским инженером Яковом Гаккелем (впоследствии Алехнович был командиром самолета «Илья Муромец» и погиб в авиакатастрофе в 1918 году).
Во время Первой мировой войны недалеко от железнодорожного вокзала в Смоленске действовал авиапарк, обслуживавший и ремонтировавший авиационные двигатели французских самолетов. В марте 1920 года из Смоленска в Москву на военном самолете был сделан первый почтовый авиарейс. Открытие регулярного воздушного сообщения в Смоленской губернии состоялось в октябре 1922 года. Местная пресса тогда писала, что «в районе станций Пересна, Починок и Рославль смоленскими летчиками была сброшена с аэроплана наша газета для распространения среди крестьян».
Аэродром в Тихвинке построили в 1932-м. В предвоенные годы смоленское летное подразделение осуществляло доставку почты в районы, проводило опыление сельскохозяйственных земель. Первые пассажирские авиарейсы появились уже после Великой Отечественной войны. В 1958 году Смоленск был связан пассажирскими воздушными линиями с шестью населенными пунктами области. А через год смолянам предлагалось попасть в Москву за полтора часа на самолете ЛИ-2. Билет стоил ненамного дороже, чем на железнодорожном транспорте: 105 рублей на самолете с жесткими креслами и 115 - с мягкими (было это, напомним, до хрущевской деноминации).
Ко времени открытия в Смоленске нового аэровокзального комплекса (1983 год) наш город был связан воздушными линиями с десятью областными центрами страны, а на самой Смоленщине действовало 34 взлетно-посадочные полосы. Пассажирские перевозки прекратились в 1991-м. Большинство самолетов отлетало свой ресурс, стало непомерно дорогим авиационное топливо... Сегодня смоленское авиапредприятие осуществляет только полеты, связанные с газопроводным и экологическим надзором.
В 1925 году Красной Армии был передан самолет «Смоленец», построенный на средства жителей Смоленской губернии. Двумя годами ранее Михаил Исаковский писал в газете: «Еще при Иоанне Грозном холоп и выдумщик Никитка пытался полететь. Всем таким попыткам смелой фантазии народа препятствовала рутина, церковь, да и само государство в лице ее тупых блюстителей порядка. Однако, несмотря ни на какие преграды, «Никиткина выдумка» не заглохла. Октябрьская революция всколыхнула дремлющие силы народа и сказала: «Будет летать «Никитка» - русский рабочий и крестьянин. И «Никитка» летает».
Когда полетим снова?


Иван БЛИНОВ
журнал «Портфель»
№ 6, август 2007 г.

Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму