Век пятнадцатый. А. Смирнова

Век пятнадцатый. А. Смирнова


Этот век был для Смоленской земли более благоприятным, чем предыдущий. Не случилось тяжелых эпидемий (в XIV веке это было дважды), не стало изнуряющих усобиц между смоленскими Рюриковичами, ведь старший среди них по положению Юрий Святославович бежал, а другие остались в своих владениях и при своих правах, признав верховную власть Витовта.
Князь Юрий закончил свою жизнь плачевно. Он получил от Василия Дмитриевича Московского во владения часть Торжка, вторую часть получил уехавший с ним, на свою беду, один из вяземских князей Семен Мстиславович. В 1406 году произошла трагедия. Юрий пытался, но не смог склонить к супружеской измене жену Семена Мстиславовича красавицу Иулианию. Убив князя Семена, Юрий хотел овладеть ею силой. Защищаясь, княгиня ударила его ножом, и  пришедший в ярость Юрий зверски убил ее. Позже княгиня Иулиания и ее супруг будут канонизированы, Юрий же бежал во владения своего тестя, рязанского князя, и где-то в скитаниях умер.
Уезжая в Москву, Юрий захватил с собой икону Одигитрии, вклад Мономаха в Успенский собор. Она к тому времени уже давно прославилась как чудотворная, понятно, что москвичи не хотели отдавать ее в Смоленск. Только через полвека смоляне добились возвращения своей святыни. А в конце 20-х годов XVI века на том месте, где москвичи прощались с иконой, будет заложен Смоленский собор Новодевичьего монастыря. В августе нынешнего года в Москве состоялось освящение закладки собора во имя Смоленской иконы Божьей матери Одигитрии, одним из спонсоров строительства выступает наш "Кристалл".
Смоленск остается значительным торговым и ремесленным центром, через него идут торговые пути из Московского княжества на запад, а пути - это доходы от пошлины. Известен документ, в котором Иван III жалуется литовскому великому князю на вяземского князя, который повысил пошлину с судов, идущих по реке Вязьма.
Важное значение приобретает пристань в устье Кловки, вблизи древнего Троицкого монастыря, здесь располагается литовский гостиный двор. Памятники монументального зодчества этого времени неизвестны - каменное строительство не велось, по всей вероятности, уже в XIV веке, однако храмы ХII-начала XIII вв. носят следы починки этого времени.
Бытует мнение, что в так называемый "литовский период" в Смоленске имели место религиозные притеснения. Это неверное представление. Заметим, что "литвой", "литвинами" в Московской Руси называли всех, кто жил в пределах Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР), смолян в том числе. В ВКЛР православное население сохраняло свою веру, собственно литовцы - бывшие язычники принимали веру по своему выбору, многие Ольгердовичи стали православными, как их матери. По условиям Кревской унии (1385 год), когда Ягайло - Ягелло Ольгердович становился польским королем, предполагалось ввести в княжестве католичество и само княжество включить в состав Польши. Однако вскоре Ягелло, боясь восстания, отступился от части положений этой унии.
В 1392 г. подписано, а в 1401 г. подтверждено положение, по которому сохранялись прежние порядки, без католицизации и инкорпорации в Польшу. Выгодно было принимать христианство по католическому обряду феодалам: на них распространялись все права и привилегии, имевшиеся у феодалов Польши, а они были такими, которые, может быть, и снились московитам, но которых никогда не было ни в Московском княжестве, ни в Русском централизованном государстве, ни в Российской империи.
В королевстве Польском были феодалы очень богатые, у которых и денег и войска имелось иногда больше, чем у короля, - магнаты (от лат. "богатый"), феодалы победнее и совсем бедные назывались шляхтичами (от старонем. "род", "порода"). Все они имели свои права и обязанности, как, впрочем, и король. Их собственность нельзя было отнять, их нельзя было наказать без суда и даже по суду нельзя было подвергнуть унизительному наказанию. Они имели право договориться между собой (создать конфедерацию), поднять восстание против короля (рокош), если тот не выполнял свои обязательства. Они имели право отъехать со всей своей землей к другому правителю (что и делали потом православные князья), и никто их предателями не считал. И если православный Вишневецкий и католик Мнишек поддержали претендента на престол соседнего государства, а шляхтичи, желающие воинской славы и добычи, пошли в его войско, это их личное дело, а не государственное и не королевское. Их права, за них никто не в ответе. Москвичам этого было не понять. В XIX веке Пушкин более 20 раз просился выехать за рубеж - не разрешили, а когда дворянка Э. Ганская без царского соизволения вышла замуж за европейски известного О. Бальзака, имений своих она лишилась.

Формирующееся московское дворянство полностью зависело от государя и никаких подобных прав не имело. Постепенно теряли свои права князья и бояре. У них могли отнять имущество и саму жизнь без суда, про унижения даже и не говорим. Самый знатный и заслуженный должен был угождать, прогибаться. Увы, все это оставило след в нашем национальном характере. Примечательно, что у нас в лексиконе есть слово "гонор", причем с неодобрительным оттенком, а по-польски оно означает "честь". Так что шляхетство - это не наше дворянство, и не случайно после 1654 г. смоленская шляхта польско-литовско-русского происхождения добилась сохранения некоторых привилегий, долго отличавших их от других русских дворян. Более свободными и инициативными были в ВКЛР горожане, и только крестьяне постепенно закрепощались, как и в Московской Руси.
В ВКЛР в течение XV в. власть великого князя все более ограничивается (в Москве - наоборот), а шляхта получает все больше прав - по польскому образцу. Но не все права распространяются на православных феодалов. В частности, они не могли входить в Совет великого князя - Раду панов, не могли занимать высшие государственные должности.
Витовт умер в 1430 г., и великим князем стал Свидригайло, младший брат Ягелло, православный. Однако вскоре он вступил в войну с Польшей, захватившей Подолию, и был свергнут с трона. В 1434 г. умер Ягелло, польским, а затем и венгерским королем избрали его старшего сына Владислава. Свидригайло предпринимает неоднократные попытки вернуть великокняжеский престол, в этом его поддерживают православные феодалы. Именно в ходе этих войн он казнит в Витебске митрополита Киевского Герасима, который ранее был епископом Смоленским, заподозрив его в связях с врагами. В 1440 г. смута закончилась, великим князем стал Казимир, младший сын Ягелло. Свидригайло же получил не смерть и не темницу, а княжество на Волыни. Немного позже Василий II Московский, победив в подобной войне, врага своего достанет и отравит даже за пределами своих владений.
В этот период Полоцк добился привилегий в торговле с немецкими городами, ограничив права Смоленска. Смоляне потеряли часть доходов. Это обстоятельство, а также, возможно, деятельность сторонников Свидригайло явились почвой для городского восстания в Смоленске в 1440 г., известного как "великая замятия", восстания против наместника и бояр, а не против "литовского ига", как писали в популярной литературе. Городских восстаний в XV в. был не один десяток и в Московской Руси, и в новгородских землях.
Через несколько месяцев восстание было подавлено, есть сведения, что с той поры запустело предместье у церкви Михаила Архангела - часть посадского населения вывели в другие города. Опасаясь нового выступления, Казимир предоставил Смоленску ряд привилегий, торговых льгот. Купцы из Москвы, Твери, Вязьмы охотно едут в Смоленск. Поощряется поселение в городе выходцев из других земель - в грамоте 1505 г. упоминаются епископские слободки, населенные москичами и тверичанами. Некоторые привилегии получило и духовенство, наместник не имел права вмешиваться в дела епископа, не мог налагать на духовенство подати. К слову, в числе смоленских епископов XV в. были представители весьма знатных семейств как русского, так и литовского происхождения - епископ Михаил (Друцкой-Соколинский) и епископ Иосиф (Солтан).
Благодаря оживлению экономической жизни Смоленск стал расти. Казимир приказал, чтобы князья, окольничьи и бояре в своих лесах не запрещали "хором рубити и дворов сещи, соответственно давнему обычаю, как пред тем бывало". Особенно вырос посад за Днепром, напротив детинца. Поселения ремесленников делятся на "концы", как в Новгороде, Пскове. Известны два конца: Пятницкий (западный) и Крылошовский, или Крылошанский (восточный). Через них проходила "великая дорога" перевозу в восточную части города, там же в устье рек Большой и Малой Рачовы находилась пристань.
На Вознесенской горе, которая sXVI-XVI вв. еще называлась Васильевской, вероятно, во второй половине XV в. основан двор великого князя, где жил наместник. Здесь в 1495г. останавливалась московская княжна Елена Ивановна, невеста великого князя Александра Казимировича. На изображении Смоленска начала XVII в. в этом районе видна высокая башня, возможно, это каменная башня - донжон, обычная в средневековых западных замках.
Московский князь Иван III, разгромив Новгород и присоединив его земли, начал продвигаться на земли ВКЛР. В 1494 г. он захватил Вязьму, одного из вяземских князей сослал и затем казнил, других принял на службу, лишив их наследственного удела. В 1500 г. москвичи продвинулись к Дорогобужу и разбили войско ВКЛР на Ведроши, любопытно, что одним из лучших московских воевод в смоленских походах был Данило Щеня, Гедиминович, а войском ВКЛР командовал Константин Острожский, Рюрикович. Два похода на Смоленск были неудачны - смоляне стойко отбивались, не желая, видимо, идти под железную руку великого князя Василия. Кстати, именно смоляне, литовцев здесь не было. В 1514 г. состоялся третий поход. При обстреле города был поврежден Успенский собор и сгорел архив, который там хранился, - бесценные свидетельства истории. Начиналась новая эпоха жизни города.


Антонина Смирнова

Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму