Болдинский монастырь

Болдинский монастырь




XVI век стал эпохой бурного социально-экономического и культурного развития русских земель. Этот период характерен и возникновением большого числа монастырей. В Сафоновском крае на речке Верже у деревни Лужки появился небогатый Лужецкий монастырь. Однако более важное значение для развития сафоновской земли имело включение во второй половине XVI века сел Перстенки, Пустынная Пятница и Чеботово в вотчину Дорогобужского Болдина Свято-Троицкого монастыря – крупнейшего духовного и хозяйственного центра Смоленщины.

Роль монастырей в расцвете Руси была велика. В условиях безбрежных просторов русской равнины, с ее слабой заселенностью и освоенностью земель, с экстенсивными формами земледелия, монашеские обители играли роль форпостов цивилизации.

Монастыри отличала высокая культура хозяйствования. Здесь большое развитие получили различные ремесла, промыслы, а также все сферы сельского хозяйства: земледелие, животноводство, огородничество, садоводство… Монастыри были важнейшими финансовыми и торговыми учреждениями средневековой экономики.

Огромно значение монастырей как ведущих культурных центров Руси. Книгописание, иконопись, музыкальное и декоративно-прикладное искусство, грамотность – все это многообразие культурного мира было в те времена сосредоточено, прежде всего, в монашеских обителях. И, конечно, исключительно важна роль монастырей как очагов гуманизма и воспитателей нравственности.

Такая созидательная роль монастырей определялась тем высоким духовным зарядом, который несло в себе православие и его подвижники – самые духовно богатые христиане. Сильные Святым Духом – так можно назвать преподобных старцев: основателей и настоятелей монастырей, митрополитов и епископов. Огромная вера давала им колоссальные силы, позволявшие преодолевать неимоверные трудности дикости природы, естественной и человеческой. Эта фантастическая сила духа оказывалась настолько феноменальна в условиях господства интересов лишь материального выживания населения, что привлекала к себе многих мирян, стремившихся следовать примеру подвижников.

Почитание святых подвижников – неотъемлемая часть православной традиции. Для верующих они выступают в качестве посредников между земным и потусторонним мирами, свидетельствуя своими сверхъестественными возможностями о существовании царствия Божия. Святой – это человек, близкий к Богу, наделенный способностью с Божьей помощью творить чудеса.

Среди 380 наиболее известных русских святых, канонизированных до XX века, насчитывается не менее 220 преподобных (монахов, причисленных к лику святых), в том числе около 140 игуменов. Большая их часть жила в XV-XVI веках. Это была эпоха активной монастырской колонизации русских земель и взлета монашеской святости. Она выдвинула из числа преподобных многочисленную группу игуменов, основателей и настоятелей монастырей. Одним из таких игуменов и был преподобный Герасим Болдинский.

Родился преподобный Герасим в 1489 г. в г. Переславле-Залесском. С детства его привлекала торжественность церковной службы. В 13 лет пришел он в Переславский Горицкий монастырь послушником и вскоре стал ближайшим и любимым учеником известного своим подвижничеством Даниила Переславского. Герасим прожил 20 лет в одной келье с преподобным Даниилом, ежедневно и ежечасно видя перед собой пример строгой, чистой и богоугодной жизни подвижника.

Даниил Переславский был одним из авторитетнейших иерархов своего времени, духовником великого князя Московского Василия III. Он стал восприемником у купели великокняжеских детей – Ивана (будущего царя Ивана Грозного) и его брата Юрия. Герасим, как ближайший ученик и помощник Даниила, сопровождал его при поездках в Москву и также был хорошо известен в Кремле.

Перейдя на игуменство в основанный им Троицкий монастырь, Даниил взял с собой и Герасима, сделав его помощником по устроению монастырской жизни. Здесь он прожил еще шесть лет. Пройдя школу послушания под руководством такого строгого подвижника, как Даниил, преподобный Герасим настолько укрепился духовно, что решился на подвиг пустынножительства. Получив благословение от своего духовного отца, он отправился в путь.

Пространствовав около двух лет, 25 марта 1528 г. Герасим пришел в окрестности Дорогобужа. Он обосновался в 15 км восточнее города у Старой Смоленской дороги. На берегу небольшой речушки Болдинки подвижник нашел место, поразившее его своей красотою. Оно представляло собой большую поляну, полого спускавшуюся к речке. На возвышении рос величественный дуб, разделявшийся вверху на три мощные ветви. Крона дерева была такой густой, что капли дождя не могли ее пробить. Вот в этом замечательном месте и устроил себе преподобный «келейцу малу».

Местные жители вначале восприняли Герасима как чужака и захватчика их земли. Они били инока, связывали веревками и хотели утопить. Самые миролюбивые отвели его к наместнику как бродягу. В тот критический момент, когда Герасим, поруганный и избитый, стоял в судной избе, к дорогобужскому наместнику приехал посланник великого князя. Увидев преподобного, он поклонился ему до земли и попросил святого благословения, так как неоднократно встречал Герасима в Москве в великокняжеском дворце и хорошо знал его. Этим счастливым явлением московского посланца подвижник был избавлен от заточения и возможной гибели.

Постепенно к Герасиму стали приходить люди, просившие принять их и руководить ими на пути к вечной жизни. Так стала складываться монашеская братия. Однако, прежде чем построить первый монастырский храм, Герасим с посохом в руке и котомкой за плечами, призвав благословение Божие, пешком отправился в Москву к великому князю Василию III. Он был милостиво принят государем и получил разрешение на устройство обители. Василий III велел отпустить из великокняжеской казны «потребное на созидание монастыря». 9 мая 1530 г. Троицкий храм был освящен, тем самым было положено начало Свято-Троицкому Болдину монастырю.

Болдин монастырь стал своеобразным форпостом в подвижнической деятельности Герасима по укреплению православной веры и российской государственности на землях, отвоеванных Москвой у Великого княжества Литовского. Помимо него, преподобный Герасим основал еще три монастыря: Иоанно-Предтеченский в Вязьме (1543 г.), Рождества Пресвятой Богородицы в дорогобужском селе Сверковы Луки (середина XVI века) и Введенский на реке Жиздре (территория нынешней Калужской области).

В конце жизни преп. Герасим вернулся в свою первую и самую любимую обитель – Болдин монастырь. Здесь он и скончался 1 мая 1554 года, и был погребен в южном приделе Троицкого собора.

Житие преп. Герасима повествует: «Почил праведный Старец, угас светильник Христовой веры, но не угас свет, который он пролил в мире». В момент его кончины в Болдинском монастыре было 127 монахов. Свет духовный, пролитый в мире подвижником веры Герасимом, освещал дальнейший путь его обители.

Благодаря щедрым вкладам и активной хозяйственной деятельности монастырь стал богатеть. В начале XVII века в его владении находилось около 150 сел, деревень и пустошей, бортные и охотничьи угодья, рыбные ловли, мельницы, лавки. Монастырские подворья имелись в Москве, Смоленске, Можайске, Вязьме, Дорогобуже.

В 1580-х – 1590-х гг. в Болдинском монастыре развернулось большое каменное строительство. В эти годы были возведены основные монастырские здания: большой пятикупольный Троицкий собор с двумя приделами – Иоанно-Богословским и Борисоглебским, трапезная палата с теплой шатровой церковью Введения во храм Пресвятой Богородицы, столпообразная трехъярусная шестигранная колокольня.
По мнению известного искусствоведа А.Л. Баталова, архитектурный ансамбль Болдинского монастыря являлся выдающимся шедевром русской архитектуры, единственным известным нам ансамблем эпохи царствования Федора Иоанновича. Архитектура Троицкого собора монастыря, его фасадная декорация восходят к Архангельскому собору Московского Кремля. Стоит вдуматься в смысл этих слов: в глубокой провинции стоял храм, по красоте и величию равный одному из лучших соборов Московского Кремля.

Выдающийся архитектор-реставратор П.Д. Барановский высказал предположение, что в проектировании монастырского комплекса принимал участие знаменитый зодчий «государев мастер» Федор Конь. Основанием для этого предположения послужило то, что Ф.С. Конь, а затем его пасынок делали большие вклады в Болдинский монастырь. Кроме того, Болдинская колокольня по своей форме очень похожа на одну из башен Белого города в Москве, который, как известно, возводил Федор Конь.
{mospagebreak heading=Страница 1}




Монашеская братия не жалела денег на оплату творений самых выдающихся и известных мастеров той поры, носивших звание «государевых». В 1587 г. «на Москве» для Болдина монастыря отливал «колокол благовестный государева жалованья» «колокольный литец государев Иван Офонасьев». Были в Болдинской обители творения и величайших мастеров иконописного искусства. Так, 9 июня 1586 г. знаменитый «иконник государев» Постник Дермин получил от настоятеля Болдина монастыря игумена Антония заказ «написати ему в монастырь к Троице образ Пречистые Богородицы с праздники с чудотворные иконы Пречистые Смоленские». В 1600 г. из Москвы в Болдин монастырь приезжали «образы починивать» государевы иконники Степан Михайлов, Нечай и Первый. Так Болдинский монастырь стал средоточием лучших образцов искусства конца XVI – начала XVII веков.

В конце XVI века Болдинский монастырь являлся одним из выдающихся книжных центров Руси. Преп. Герасим оставил после себя настоятелем монастыря инока Иосифа, по прозвищу Краснописец, данному ему за искусство книжника и переписчика. В 1559 г. Иосиф составил для царевича Ивана Ивановича учебное руководство, известное под названием «Летописец и сказание ко учению и рассуждение о фониаде вкратце». Ему же с большой долей вероятности исследователи древнерусской литературы приписывают создание «Послания митрополиту Макарию о составлении алфавитов» и «Сказание о сложении азбук и о составлении грамот…» В Государственном Историческом Музее сохранился переписанный им сборник, содержащий поучения Иоанна Златоуста.

Эти традиции книгописания и православного просветительства продолжались в Болдинском монастыре и в последующие годы. К самому древнему из видов монастырских уставов относится завещание-устав преп. Герасима, дошедший до нас в списках XVII-XIX вв., сделанных с копии 1576 года.

Выдающимся памятником средневековой житийной литературы является Житие преп. Герасима, составленное в Болдинской обители в 1580-х гг. в двух редакциях. Автором первой редакции стал игумен Антоний, обладавший значительным литературным дарованием. Антоний проявил высокий уровень мастерства в применении риторических приемов житийного жанра. Он сумел соединить высокую стилистику с реальной основой содержания большинства эпизодов Жития.

Вторая редакция была составлена по образцу Жития, написанного Антонием, но имела свои художественные особенности и особый стиль изложения, что говорит о том, что в Болдинском монастыре был еще один талантливый книжник, имя которого осталось неизвестным.

Слава о Болдинской обители как о центре книгописания была широкой. Так, именно болдинский инок Филофей в 1599 г. по заказу составил Житие преп. Нила Столбенского, а также стихиры и канон ему.

Остается добавить, что, по данным приходо-расходных книг конца XVI – начала XVII веков, в Болдине монастыре постоянно пополнялась библиотека и была должность книгохранителя.

Болдинская обитель располагалась около оживленной дороги – тракта, ведущего к западным границам Руси. Здесь останавливались стрельцы, шедшие в поход, царские послы. В Житии преподобного Герасима сохранилось описание чуда исцеления царского посла Михаила Безднина в 1585 г. благодаря молебну у раки преподобного. Т.е. уже тогда мощи преп. Герасима были известны и почитаемы как чудотворные.

Мощное духовное начало, заложенное преп. Герасимом в основание Болдина монастыря, принесло замечательные плоды. Герасимова обитель дала Руси трех православных святых. Первый из них – ученик Герасима Аркадий Дорогобужский, затворник, прославившийся своим духовным подвижничеством. Он был погребен в Болдинском монастыре в XVI веке и стал местночтимым святым.

К лику святых был причислен автор Жития преп. Герасима Антоний – игумен Болдина монастыря (1570-е – 1585 гг.), а с 1586 г. – епископ Вологодский и Пермский. Он умер в 1588 г. и погребен в Софийском соборе Вологды.
Еще одним святым, вышедшим из Болдинской обители, стал игумен Феоктист (1590-1603 гг.), с 1603 г. архиепископ Тверской и Кашинский. В эпоху Смуты он возглавил борьбу с отрядами Лжедмитрия II в Тверском крае, а также с иноземными захватчиками. В 1610 г. архиепископ Феоктист был убит поляками.

Будучи духовной опорой жизни православных людей, Болдин монастырь стал и местом упокоения многих представителей таких знатных родов России, как князья Звенигородские, дворяне Пушкины, Плещеевы, Годуновы, Салтыковы.

В конце XVIII – первой половине XIX веков Болдин монастырь стал усыпальницей для семейств еще двух славных дворянских родов. На территории монастыря, рядом с собором, находится семейная усыпальница Вистицких, восстановленная в наши дни. Здесь в числе шести братьев покоится прах четырех генерал-майоров, в том числе: Михаила Степановича (1764 или 1768-1832), в 1812 г. генерал-квартирмейстера армии П.И. Багратиона, а затем всей действующей армии под командованием М.И. Кутузова; Семена Степановича (1764-1836), профессора тактики, в декабре 1812 г. возглавившего Смоленское ополчение.

В самом Троицком соборе монастыря находилась усыпальница семьи князей Долгоруковых. Здесь похоронены дед и бабушка, отец и два дяди (братья отца) двух выдающихся государственных деятелей России – военного министра кн. Василия Андреевича Долгорукова (1804-1868) и знаменитого московского генерал-губернатора (1865-1891) кн. Владимира Андреевича Долгорукова. В сентябре 2002 г. при разборке руин Троицкого собора захоронение кн. Долгоруковых было обнаружено.

В последующие века Болдинскому монастырю пришлось пережить немало испытаний. Три волны завоевателей разоряли его. В первой половине XVII в., после польского нашествия, монастырь и его земли были переданы смоленскому иезуитскому коллегиуму. В 1812 г. Болдинская обитель была разграблена войсками Наполеона и превращена в тюрьму для русских пленных. В 1920 г., по распоряжению советской власти, монастырь был закрыт, а Троицкий собор использовался как приходская церковь до 1929 г. В годы Великой Отечественной войны Болдинский монастырь стал одной из баз партизанских отрядов, здесь размещались ремонтные мастерские. Когда линия фронта приблизилась к Дорогобужу, гитлеровцы заминировали все старинные постройки: собор, трапезную палату с Введенским храмом, колокольню – и в марте 1943 г. взорвали их.

Возрождение Болдина монастыря из небытия связано с именем выдающегося архитектора-реставратора П.Д. Барановского. Первый в своей жизни проект реставрации Барановский составил в 1912 г. для трапезной палаты с Введенской церковью Болдина монастыря. В 1960-е гг. Петр Дмитриевич снова вернулся в Болдино, в свой родной Дорогобужский край, чтобы начать возрождение взорванного фашистами шедевра архитектуры. Именно трудами Барановского и его ученика А.М. Пономарева поднялись из руин удивительной красоты колокольня и трапезная с Введенской церковью. Сегодня на очереди восстановление главного храма монастыря – монументального Троицкого собора.

В 1991 г. Болдинский монастырь был передан Православной церкви и возобновил деятельность. Настоятелем возрожденный обители все эти годы является архимандрит Антоний (Мезенцев). Вряд ли найдется еще одна монашеская обитель в нашем Отечестве, которая возродилась к жизни, и жизни активной, от полного разрушения и запустения. Велика заслуга в этом подвижническом подвиге архимандрита Антония. Он же является строителем и первым настоятелем Свято-Владимирского храма г. Сафонова, с которого началось восстановление православных традиций на Сафоновской земле и который является подворьем Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря.

В 2001 году под руководством А.М. Пономарева монастырской братией был расчищен от руин южный придел Троицкого собора. Это позволило провести раскоп захоронения и обрести мощи преподобного Герасима. Непосредственное руководство работой осуществляла заведующая археологическим отделом Государственного музея «Московский Кремль» Т.Д. Панова. Мощи преподобного помещены в раку и находятся ныне в Введенском храме монастыря. С обретением мощей своего святого основателя Болдинский монастырь начинает новый этап истории, его значение как святыни смоленской земли еще более возрастает.


 

Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму