- Главная
- Этнография
- Народное поэтическое и музыкальное творчество
- А.Н. Энгельгардт о фольклоре Смоленского края. М. Ефременков
А.Н. Энгельгардт о фольклоре Смоленского края. М. Ефременков
Быт народа, его мировоззрение, этические нормы крестьянской среды, эстетическое осмысление ими окружающей действительности, нашедшие наиболее полное отражение в устно-поэтическом творчестве, постоянно привлекали внимание представителей самых различных слоев русской интеллигенции конца XIX века. Этому же посвящены многие страницы "Писем из. деревни" А. Н. Энгельгардта.
"Письма" привлекли внимание В. Н. Добровольского, включившего в "Смоленский областной словарь" ряд материалов диалектных говоров из них, что оговорено во вступительной статье. Родовые имения ученых находились в соседних уездах, и потому особый интерес представляет тот факт, что их фольклорно-этнографические наблюдения во многом совпадали.
В настоящем сообщении мы рассмотрим отдельные жанры русского фольклора в их региональном аспекте, которые привлекли внимание А. Н. Энгельгардта.
Земледельческие календарные обряды, соединяющие в себе практический трудовой опыт народа, его наблюдения над окружающей действительностью со стремлением участников этих обрядов посредством магических действий и заклинаний добиться благополучия, успеха в работе, отразили дохристианские языческие верования: поклонение солнцу и земле, обожествление животных, одухотворение растительного мира, культ предков. Некоторые из них описаны Энгельгардтом.
Так, он неоднократно упоминает о весеннем обычае завивания березки: "Пришла весна. Радостные, мы приветствуем ее песнями, троицкими песнями. Серый народ, просидев семь зимних месяцев в серых избах, в серых зипунах, на серых щах, радуется первой весенней зелени" (Энгельгардт А. Н. Письма из деревни.- М., 1960.- С. 339).
Ученый описывает обряд таким, каким его увидел сам: "В первый же весенний праздник, на Троицу, мужик украшает зеленым "маем" свою серую избу (...). "Маем" у нас называются березки, которые ставят на. Троицу около изб. Таким же "маем" украшают церкви, и все в этот день приходят в церковь с букетами цветов" (с. 340).
Как бы мимоходом он замечает, что "ставить "май" теперь запрещено" (Там же).
Энгельгардт указывает, что запретительство, принимая порой самые неожиданные формы ("разгоняли хороводы, вечеринки, игрища, посиделки,, свадьбы" (Там же), призвано по своей сути вселить в народ чувство страха, неуверенности ("А вдруг "он" (начальник) запретит возить навоз толокой выпивкой, да еще с железными вилами (...). Мужик глуп, сам собой устроиться не может. Если никто о нем не позаботится, то он все леса сожжет, всех птиц перебьет, всю рыбу выловит, землю попортит и сам весь перемрет" (с. 340; 342).
Самоуправство власть придержащих получает у автора четкую, недвусмысленную оценку: "И во все-то он, начальник, вмешиваться может, потому - под все закон подведен. Ты и не думаешь, и не гадаешь, ан смотришь, не по закону. Никогда ты не можешь знать, прав ты или нет. Ну, и боится человек" (с. 342). В этих невеселых размышлениях автора, навеянных впечатлениями от весеннего обряда, нетрудно обнаружить истинные причины пребывания опального профессора не в столице, а в Батищеве.
Рассказывая о троицком обряде, Энгельгардт отмечает в нем не только обрядовую, но и чисто бытовую стороны: "Бабы отправляются в светлую майскую рощицу венчать березку. Кумятся, поют песни, угощаются водкой, пирогами, драченой. На Заговенье опять идут в ту же рощицу. Срубают березки, связывают их макушками, обряжают платками, бусами, крестами, надевают на головы венки из березовых веток и с песнями идут "топить май" в реке. "Страда" наступает" (с. 340).
Для этнографов несомненный интерес представляет отмеченный автором "писем" факт, непосредственно указывающий на связь троицкого обряда с магическими представлениями крестьян об урожае - завивать венки ходят в рощу, которая находится "непременно в ржаном поле!" (с. 482).
Фольклорное сопровождение обрядов не отмечено в "письмах", но указание на авторское отношение к нему мы находим в описании ритуалов обряжения майского дерева и гадания на воде венками, которые сопровождаются песнями - "великолепными майскими песнями с их мягким, укачивающим напевом", а также пляскою (Там же).
Из обширного цикла семейных обрядов, связанных с рождением, заключением брака и смертью, внимание Энгельгардта привлекла смоленская свадьба. Он не описывает все её этапы - от сговора до "отводного" стола. Зато у него отмечен период, когда "завязывали" свадьбу, на что фольклористы пока еще не обратили достаточного внимания: "С огородов и овинов несутся звуки осенних свадебных песен; бабы уже решили, кто на ком должен жениться, и в песнях, по своему усмотрению, сочетают имена парней и девок, которым пора жениться нынешней осенью" (с. 71).
Энгельгардт предваряет эти наблюдения описанием природы смоленского края: "Сентябрь. Бабье лето наступило. Лес расцвечивается пестрыми красками; лист на деревьях сделался жестким и шумит по-осеннему, но еще не тронулся - морозов не было" (Там же).
Здесь же он приводит одно из народных наблюдений о некоторых закономерностях явлений природы: "Мокро, но это - слава Богу, потому что "коли бабье лето ненастно - осень сухая". Со дня на день ждем морозов; мы в деревне всегда чего-нибудь ждем: весною ждем первого теплого дождика, осенью - первого мороза, первого снега; хоть мороз нам вовсе не нужен, но нельзя же осенью без мороза, как-то неспокойно, что нет мороза; все думается, не было бы от этого худа" (с. 71).
Музыкально-поэтическое сопровождение свадебного обряда представлено в "письмах" песней девичника:
- Переманочка-утушка
Переманила селезня
На свое озеро плавать.
- Но не я его манила,
Сам ко мне селезень прилетел (...)
(с. 73).
{mospagebreak heading=Страница 1}
Данный вариант песни интересен формой построения - перекличкой хора (подружки невесты) и солистки (невеста), в которой ответная реплика исполнялась, вероятно, не главной виновницей свадебных игр, торжеств и увеселений, а одной из ее близких подружек.
Подобная же запись, но в фонетической транскрипции, включена В. Н. Добровольским во вторую часть "Смоленского этнографического сборника" (СПб., 1894.- С. 74) спустя двадцать три года после публикации "писем".
У Энгельгардта традиционные имена второй части песни "Марьичка" и "Ванечка" заменены на "Анисью" и "Сидора", на что он указывает в комментарии к тексту.
Вариант записи Энгельгардта отмечен его литературной обработкой ("Ти я ж-то" - "Не я ж-то его манила"; "Сам ён да мяне дылятев"- "Сам ко мне селезень прилетел"; "На меня, утицу, глядючи, На мое плаваньня тихыя" - "На мои тихие наплывы"; "На мае перьика рябые" - "На мои серые перышки"; "На мае крыльика быстрыя" - "На сизые крылушки"), что свидетельствует о тонком понимании им поэтической символики народной песни.
Внимание А. Н. Энгельгардта привлекают не только обряды аграрного и семейного циклов, но и бытовая лирика. Он отмечает тесную связь ее с трудовыми процессами.
Вот как описан им процесс коллективной заготовки капусты крестьянами на зимнее хранение: "До обеда было тихо. Но выпив водки и пообедав, бабы, работая, "кричат" песни. Долго после солнечного заката, до поздней ночи, из избы несется мерный звук сечек и слышатся звонкие песни (...) и, наконец, покончивши с капустой, плясать пустились" (с. 72; 74).-
Добровольский во вступительной статье к областному словарю отмечая, что у народа стал ослабевать интерес к календарно-обрядовой поэзии, приходит к выводу: забвением многих обычаев, связанных с календарными обрядами, объясняется видоизменение старой обрядовой песни, проникновением в ее поэзию элементов городского фольклора.
За четверть века до этой публикации Энгельгардт зафиксировал исполнение календарно-обрядовых песен в отрыве от обряда. Это мы видим в одном из его диалогов с домоуправительницей: "- А споете: "Чтоб рожь была колосиста, чтобы моя жена стоючи жала, спины не ломала"? - смеюсь я.- Сыграем и эту,- Авдотья на все согласна, лишь бы я не запретил шинковать капусту: ей ужасно хочется, чтобы капуста у нас вышла хорошая, не хуже, чем у соседних помещиц" (Там же).
В ответ на высказываемое мнение о праздности крестьян, . автор "писем", на основании личного опыта деревенской жизни, свидетельствует: "Говорят (...). У крестьян много праздников, а между тем, это неправда: у крестьян праздников меньше, чем у чиновников" (с. 193).
Из богатейшего арсенала жанров русского фольклора наиболее полно в "письмах" отражены пословицы, поговорки и присказки, котйрые органически вплетены в авторский текст повествования.
О неравнодушном отношении Энгельгардта к данному жанру можно судить по одному из его высказываний: "Какой бы великолепный курс агрономии вышел, если бы кто-нибудь, практически изучавший хозяйство, взяв пословицы за темы глав, написал к ним научные физико-физиологические объяснения" (с. 16).
Богатством содержания и разнообразием тематики пословиц отмечены "письма". Это и отношение народа к труду ("Харч работать не заставит, когда сам не наляжешь" (с. 256); "Хозяйство водить - не разиня рот ходить" (с. 307), и денежно-товарные отношения крестьянского натурального хозяйства ("Денюжки, что детушки: куда их пошлешь, туда сам не пой дешь" (с. 291); "Всех денег не заберешь" (с. 258), вопросы социального устройства ("Батрак живет харчем да ласковым словом" (с. 119); "Не клади плохо, не вводи вора в соблазн" (с. 83), и народного сельскохозяйственного календаря ("Касьян грозный на что ни взглянет, все вянет" (с. 85); "Летом муха работает на барина, а зимой - на себя" (с. 121), философского осмысления окружающей действительности ("Мужик сер, да не Черт его ум съел" (с. 217) и религиозных постулатов ("Голод не свой брат: как не поеси, так и святых продаси" (с. 42), эстетического осмысления народом трудовых процессов ("Пахарь не тот, кто хорошо пашет, а тот, кто любуется на свою пашню" (с. 309).
"Семь лет,- с горечью сообщает А. Н. Энгельгардт в одном из "писем",- я просидел в деревне, чувствуя себя нулем, сознавая, что я ровно ничего не стою, но мне только из милости дозволено жить" (с. 333).
И здесь же он противоречит сам себе: "Приятно побывать в народе, когда чувствуешь себя в некотором роде единицей и ничего не боишься (...). И вдруг показалось, что и я на что-нибудь годен, что и я чего-нибудь да стою" (Там же).
Тесным общением А. Н. Энгельгардта с народом, осмыслением накопленного веками его практического опыта в сочетании с обширнейшей эрудицией автора в ряде областей науки отмечены страницы "писем", в которых немало прекрасных страниц посвящено фольклору Смоленского края.
Михаил ЕФРЕМЕНКОВ, заведующий литературным музеем СГПИ
"Край Смоленский", № 9-10, 1993 г.
-
История
-
Исторические материалы
- Первое описание Смоленска иеромонаха Шупинского
- О смоленской земле
- Смоленское княжество
- XIV век
- Смоленск и Великое Княжество Литовское
- Грюнвальдская битва. 1410 г.
- XV век
- XVI век
- Героическая оборона Смоленска 1609 - 1611 гг.
- XVII век
- XVIII век
- Отечественная война 1812 г. на Смоленщине
- XIX век
- Начало XX века (1901-1914 гг.)
- 1-я Мировая война
- Революция и гражданская война
- Западная область (1929-1937 гг.)
- Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
- Смоляне и ратное дело
- Православная церковь на Смоленщине
- Земства Смоленской губернии и их деятельность
- Статистические сведения
- Государственные органы
- Богоматерь Одигитрия Смоленская
- Святые Авраамий и Меркурий Смоленские
-
Исторические материалы
- Природа
- Топонимика
-
Исторические места
-
Смоленск
- Соборная гора
- Свято-Успенский кафедральный собор
- Церковь Петра и Павла (XII век)
- Церковь Михаила Архангела (Свирская, XII век)
- Церковь Иоанна Богослова (XII век)
- Церковь Покрова Богородицы (1789-1794 гг.)
- Верхне - Георгиевская церковь
- Авраамиев монастырь
- Вознесенский женский монастырь
- Здания
- Сады и парки
- Улицы, площади
- Гнездово
- Смядынь
- Соловьево
- Велижский район
-
Вяземский район
- Аделаидено
- Адрианы
- Аношино
- Афанасово
- Безобразово (Сергеевское)
- Беломир
- Богородицкое
- Бровкино
- Величево
- Воскресенское-Щербатовщина
- Вырубово
- Вятьское (Вяцкое, Вятское)
- Гжель (Акжель)
- Горки
- Городок (не существует)
- Гредякино
- Ефремово (Жулино)
- Исаково
- Касня
- Косткино (не существует)
- Коханово (Фофаново, Фирсово)
- Леонтьево
- Лосьмино (Скобелево)
- Мартюхи
- Ново-Никольское (Новоникольское, Слукино, Хвостово
- Покров (Серединское, Покровское, Кобылинское, Сред
- Ризское (Рижское, Телепнёво)
- Рыхлово (не существует)
- Семлево
- Синеево
- Станище
- Твердуново
- Телепнево
- Теплуха
- Тюхменево
- Успенское
- Федоровское
- Федяево
- Фомищево
- Хватов завод (Илья Жадинское, Троицкое)
- Хмелита
- Царёво-Займище
- Чепчугово (Новиково)
- Юшково
- Вязьма
- Гагаринский район
- Глинковский район
- Демидовский район
-
Дорогобужский район
- Свято-Троицкий Герасимо-Болдинский мужской монасты
- Алексино (Ведроши)
- Бизюково
- Бражино
- Быково
- Васино
- Верхнеднепровский
- Волочек (утрачено)
- Городок
- Громово
- Деревенщики
- Елисеенки
- Каськово
- Княщина
- Кузино
- Мархоткино
- Михайловка
- Ново-Михайловское
- Озерище
- Полибино
- Садовая
- Самцово
- Славково
- Следнево
- Слойково
- Староселье
- Урочище Волочек
- Усвятье
- Ушаково
- Чамово
- Шаломино
- Яковлево
- Дорогобуж
- Духовщинский район
- Ельнинский район
- Ершичский район
- Кардымовский район
- Краснинский район
- Монастырщинский район
- Новодугинский район
- Починковский район
- Рославльский район
- Рославль
- Руднянский район
- Сафоновский район
- Смоленский район
- Сычевский район
- Темкинский район
- Угранский район
- Хиславичский район
- Холм-Жирковский район
- Шумячский район
- Ярцевский район
-
Смоленск
-
Архитектура
- Памятники
-
Смоленская крепость
- Курзов Г. Л. "О крепости старой..."
- Исторический очерк, публикации, статьи.
- Городецкая башня
- Пятницкие водяные ворота
- Иворовская башня
- Пятницкие ворота
- Микулинская башня
- Богословская башня
- Казанская башня
- Коломинская башня
- Гуркина башня
- Круглая (Королевская) башня
- Четырехугольная (Грановитая) башня
- Круглая башня
- Копытенские ворота
- Башня Бублейка
- Громовая башня
- Башня Донец
-
Кассандаловская башня
- Четырехугольная (Артишевская) башня
- Молоховские ворота
- Моховая башня
- Грановитая башня
- Четырехугольная башня
- Евстафьевская башня
- Никольские ворота
- Башня Зимбулка
- Башня Долгочевская
- Башня Воронина
- Башня Заалтарная
- Авраамиевские ворота
- Башня Орел
- Башня Позднякова
- Башня Веселуха
- Стефанская башня
- Крылошеевские ворота
- Костыревская башня
- Лазаревские ворота
- Волкова башня
- Днепровские ворота (Фроловская башня)
- Здания
-
Церкви
- Смоленск - церкви и монастыри
- Смоленский район - церкви
- Велиж и Велижский район - церкви
- Вязьма - церкви и монастыри
- Вяземский район - церкви и монастыри
- Гагарин и Гагаринский район - церкви
- Демидов и Демидовский район - церкви
- Дорогобуж и Дорогобужский район-церкви и монастыри
- Духовщина и Духовщинский район - церкви
- Ельня и Ельнинский район - церкви
- Ершичи и Ершичский район - церкви
- Кардымово и Кардымовский район - церкви
-
Усадьбы
- Сохраним смоленские усадьбы!
- Авадово (Вадово)
- Аделаидино
- Азарово
- Александрино
- Александровское
- Алексино
- Анастасьино (Настасьино, Ивановское)
- Аносово
- Аношино
- Аполье
- Бакланово
- Басино (Босино)
- Батищево
- Бахово
- Беззаботы
- Беломир
- Белый Берег
- Белый Холм (Холм)
- Бельково (Гринёво)
- Бессоново (Безсоново, Знаменское)
- Битяково
- Бобыри (Дуброво, Покровское)
- Богдановщина (Еськово)
- Богородицкое (Вяземский район)
- Богородицкое (Смоленский район)
- Бражино (Ильинское)
- Бровкино
- Брыкино (Брикино)
- Бычки
- Булгаково
- Васильево
- Васильевское (Гагаринский район)
- Вежники
- Величево
- Вербилово
- Викторово
- Волочек (Нахимовское)
- Вонлярово
- Ворганово
- Воробьёво
- Воробьёво (Воробьёво-Соболево)
- Воротышино
- Вырубово
- Высокое (Ельнинский район)
- Высокое (Новодугинский район)
- Гедеоновка (Богданово, Гедеоновщина)
- Герчики
- Гласково (Глазково)
- Гневково
- Гореново (Троицкое)
- Горня
- Городище
- Городок (Вяземский район)
- Городок (Монастырщинский район)
- Городок (Сафоновский район)
- Гредякино
- Григорьевское (Михайловское)
- Гришково
- Грязенять
- Даньково
- Дерново (Рождественское)
- Диво
- Докудово
- Дроздово
- Дрюцк
- Дугино
- Ершино
- Жарынь
- Жигалово
- Жуково (Сафоновский район)
- Жуково (Смоленский район)
- Жулино
- Заборье
- Загусинье (Красноселье)
- Засижье (Заселье)
- Зимонино
- Знаменское (Басаргино)
- Ивановское
- Ивонино
- Иловка
- Исаково
- Кадино
- Казимирово
- Казулино
- Капыревщина
- Караваево-Алмазово
- Карманово
- Клемятино
- Климово
- Климщина
- Княщина
- Колошино
- Колычево
- Коробец
- Корсики (Разрытое)
- Косткино
- Коханово
- Коханы (Александрино)
- Кочетово
- Кошелево
- Кощино
- Крашнево
- Круглики
- Крутицы
- Крюково (Сафоновский район)
- Крюково (Краснинский район)
- Кубарово
- Кузьмичи
- Кулево
- Леонтьево (Закосинье)
- Леонтьево (Сафоновский район)
- Липецы
- Лихачево
- Логи
- Лопатино (Лопаткино)
- Лосьмино (Скобелево)
- Лукино
- Лукьяново
- Лучеса
- Ляхово
- Максимково
- Маньково (Майково)
- Мархоткино
- Мачулы
- Меньшиково (Старое Село, Закосинье)
- Мирополье
- Митьково
- Мольково (Смолково, Губарево)
- Монастырщина
- Москвитино (Папельники)
- Мошевое
- Мощиново
- Муравишники
- Мятка
- Неелово
- Николо-Погорелое
- Никольское (Гагаринский район)
- Никольское (Сафоновский район)
- Никулинки
- Новое
- Новое Высокое (Графинино)
- Новомихайловское
- Ново-Никольское (Новоникольское, Слукино, Хвостово
- Новоспасское
- Новый Деребуж
- Носково
- Овиновщина
- Ольхово
- Отрадное
- Палкино
- Перенка
- Пересветово (Попово)
- Перстёнки
- Песнево
- Петровичи
- Пигулино
- Пищино
- Побухово
- Погорелово
- Покров (Серединское, Покровское, Кобылинское, Сред
- Покровское (Гривково)
- Потапово
- Потёмкино
- Преображенское (Устье)
- Пречистое
- Пригоры (Ивановское)
- Приютино
- Путьково
- Раевка
- Рай
- Рибшево
- Ризское (Рижское, Телепнёво)
- Рожаново
- Рождественно (Новый Двор)
- Русское
- Рыхлово (Новоникольское)
- Самолюбово
- Самуйлово
- Селище
- Семендяево
- Синеево
- Сковородкино (Касня)
- Скугорево
- Следнево (Александровское)
- Слобода
- Слобода (п. Пржевальское)
- Смогири (Ядревичи)
- Станище (Владимирское, Рыбки)
- Станьково
- Столбово
- Сумароково
- Сусловичи
- Сухой Починок
- Сыр - Липки (Сырокоренские Липки)
- Татарка
- Телепнево
- Тесово
- Токарево
- Третьяково (Волково)
- Трисвятское
- Турье (Турьева Гора)
- Тюшино
- Тяполово (Тяплово)
- Уварово
- Упокой
- Успенское (Собакино)
- Ушаково
- Фёдоровка (Фёдоровское)
- Федяево
- Фомищево
- Хватов завод (Илья Жадинское, Троицкое)
- Хвощеватое
- Хиславичи
- Хмелита
- Храпаки (Храпаково)
- Холм (Холм-Жирковский)
- Холм (Ярцевский район)
- Хотеево
- Чамово
- Чепчугово (Новиково)
- Чижево
- Шанталово
- Шестаково (Ильино)
- Шибнево
- Шиловичи
- Шмаково
- Щелканово
- Щербино
- Юшино
- Юшково
- Яковлевичи
- Яново
- Мемориалы, воинские захоронения
- Библиотеки
- Архивы
-
Музеи
- Развитие музеев на Смоленщине
-
Смоленск
- Смоленский государственный музей-заповедник
- Сокровища смоленских музеев
- Исторический музей
- Природоведческий музей
- Выставочный зал
- Художественная галерея
- Музей скульптуры Сергея Тимофеевича Коненкова
- Музей «Смоленщина в годы ВОв
- Музей «Городская кузница XVII в.»
- Музей «Смоленск – щит России»
- Музей «В мире сказки»
- Музей «Смоленский лен»
- Морской музей имени адмирала П.С. Нахимова
- Музей-квартира А.Т. Твардовского
- Выставочный комплекс «Смоленская крепость»
- Музей истории молодежного движения
- Этнографический музей «Смоленские Украсы»
- Велижский р-н
- Вяземский р-н
- Гагаринский р-н
- Демидовский р-н
- Дорогобужский р-н
- Духовщинский р-н
- Ельнинский р-н
- Ершичский р-н
- Кардымовский р-н
- Краснинский р-н
- Монастырщинский р-н
- Новодугинский р-н
- Починковский р-н
- Рославльский р-н
- Руднянский р-н
- Сафоновский р-н
- Смоленский р-н
- Сычевский р-н
- Темкинский р-н
- Угранский р-н
- Хиславичский р-н
- Холм-Жирковский р-н
- Шумячский р-н
- Ярцевский р-н
- Искусство
-
Персоналии
-
Глинка Михаил Иванович
- Глинковские чтения
- Новоспасские сборники
- Новоспасский сборник. Выпуск первый.
- Новоспасский сборник. Выпуск второй.
- Новоспасский сборник. Выпуск третий.
- Новоспасский сборник. Выпуск четвертый.
- Публикации
- Произведения
- Издания
- Музыкальный фестиваль им. М.И. Глинки - 2007
- Музыкальный фестиваль им. М.И. Глинки - 2009
- Музыкальный фестиваль им. М.И. Глинки - 2010
- Соколов-Микитов Иван Сергеевич
- Твардовский Александр Трифонович
- - А -
- - Б -
- - В -
- - Г -
- - Д -
- - Ж -
- - З -
- - Е -
- - И -
- - К -
- - Л -
- - М -
- - Н -
- - О -
- - П -
- - Р -
- - С -
- - Т -
- - У -
- - Щ -
- - Ш -
- - Ф -
- - Ц -
- - Ч -
- - Э -
- - Х -
- - Ю -
- - Я -
-
Глинка Михаил Иванович
- Краеведение
-
Театр
- Театр и Смоленщина
- Фестивали
- Смоленский государственный драматический театр
- Театр-студия "Диалог"
- Камерный театр
- Народный театр драмы Смоленского Дома работников п
- Народный театр балета Смоленского Дома работников
- Театр юного зрителя (ТЮЗ)
- Молодежный театр «Пирамида»
- Смоленский театр кукол
- Латышский театр
- Этнография
-
Образование
- Образование на Смоленщине
- Духовное образование на Смоленщине
- Военные учебные заведения
- Смоленск - учебные заведения
- Вязьма - учебные заведения
- Гагарин (Гжатск) - учебные заведения
- Ельня - учебные заведения
- Кардымово - учебные заведения
- Красный - учебные заведения
- Монастырщина - учебные заведения
- Починок - учебные заведения
- Рославль - учебные заведения
- Сычевка - учебные заведения.
- Темкино - учебные заведения
- Холм-Жирковский - учебные заведения
- Дошкольные учреждения
-
Утраченное наследие
- Смоленская крепостная стена
- Успенский (Мономахов) собор. (1101 – 1611 гг.)
- Борисоглебский (Смядынский) монастырь (12-17 вв.)
- Одигитриевская церковь в Смоленске (1764-1963 гг.)
- Церковь Александра Невского в Смоленске (1892-1929
- Мавзолей (храм-усыпальница) в селе Николо-Погорело
- Памятник Героям 1812 г. в Красном.
- Музей "Болдин монастырь" (1923-1930 гг.)
- Музеи
- Памятники и мемориальные доски
- Города, села, деревни, населенные пункты
- Вязьма
- Вяземский район
- Гагарин и Гагаринский район
- Дорогобуж и Дорогобужский район
- Кардымовский район
- Новодугинский район
- Починковский район
- Сафоновский район
- Холм-Жирковский район
-
Наши авторы
- Аникеев Владимир Михайлович
- Беляев Иван Николаевич
- Будаев Дмитрий Иванович
- Герасимова Ирина Степановна
- Деверилина Надежда Владимировна
- Калыгина Валентина Михайловна
- Козикова Людмила Михайловна
- Кононов Владислав Александрович
- Кравклис Нелли Никаноровна
- Левитин Михаил Наумович
- Махотин Борис Александрович
- Панисяк Иосиф Викентьевич
- Ражнев Геннадий Владимирович
- Смирнова Антонина Тихоновна
- Степченков Леонид Леонидович
- Сычев Александр Михайлович (иеромонах Даниил)
- Хенкин Марк Захарович
- Издания
- ДИЗАРХИСТ