Ривош Аркадий Осипович

Ривош Аркадий Осипович


Ривош Аркадий ОсиповичРивош Аркадий Осипович
29.05.1910-08.02.1944
Инженер-капитан

 

Аркадий Осипович Ривош родился 29 мая 1910 года в городе Вильно в интеллигентной еврейской семье. Отец – инженер-технолог, профессор, участвовал в прокладке Крымской дороги и трудился на многих крупных стройках. Мать – химик-биолог, занималась научной работой. В сентябре 1910 года семья переехала в г. Санкт-Петербург. Именно с этим городом связана большая часть жизни А. О. Ривоша. Здесь в 1926 году он закончил школу, и поступил на механический факультет машиностроительного института. Обучение давалось Аркадию легко, преподаватели не раз отмечали его старание, трудолюбие и инженерные способности. На последних курсах института он работал по совместительству преподавателем математики и черчения в Охтенском Домпросвете.

В 1930 году Аркадий Ривош закончил Ленинградский машиностроительный институт по специальности «инженер-технолог по подъемно-транспортным сооружениям». Для того времени это был редчайший случай, чтобы двадцатилетний молодой человек имел высшее техническое образование. В марте 1930 года Ривош был принят на работу инженером-конструктором в транстехконтору завода им. С. М. Кирова. 15 октября 1931 года ввиду реорганизации производства его перевели старшим научным сотрудником Научно-исследовательского института промышленного транспорта. С этого времени началась активная научная и преподавательская деятельность А. О. Ривоша. Он преподавал в нескольких ленинградских институтах: электромеханическом, машиностроительном и индустриальном. Одновременно являлся руководителем дипломных проектов в Институте инженеров водного транспорта.

Мемориальная доска

В 1933 году вышли первые печатные работы молодого преподавателя в журнале «Лесное хозяйство и лесоэксплуатация»: «Штабеля круглого леса», «Расчет площадей рейда лесоперевалочной базы», «К механизации лесоперевалочных баз» и другие.[1] Совместно с профессором Д. Ф. Шапиро и инженером В. Ф. Сироткиным Аркадий Осипович подготовил и опубликовал в 1934–1935 годах многотомный труд «Проектирование механизированных лесоперевалочных баз».

В 28 лет, в 1938 году, А. О. Ривош защитил диссертацию и стал кандидатом технических наук. Занимая должность доцента в Институте инженеров водного транспорта, Аркадий Осипович преподавал и в других высших учебных заведениях. Научный мир г. Ленинграда высоко ценил труды молодого ученого. К этому времени у него было издано уже 15 научных работ и книг.

В 1939 году, ввиду обострившихся международных отношений между Советским Союзом и Финляндией, А. О. Ривош был призван в ряды Красной Армии, и направлен служить в 140-й инженерный батальон. В общей системе оборонных мер советского государства накануне войны большое внимание уделялось инженерной подготовке новой линии государственной границы для боевых действий по отражению возможной вражеской агрессии. С 1940 года на новой западной границе развернулось строительство укрепрайонов. По замыслу командования предусматривалось, что советские войска к началу действий противника развернутся на подготовленных оборонительных рубежах вдоль границы и вместе с гарнизонами укрепрайонов и пограничными войсками смогут сдерживать натиск врага до подхода основных сил из глубины страны.

4 января 1940 года, учитывая высокий образовательный уровень Аркадия Осиповича, его перевели на обучение в специальную группу при 33-м отдельном инженерном полку, расквартированном в г. Бресте. После ускоренной переподготовки ему присвоили воинское звание «воентехник 2-го ранга». Ривош был назначен начальником мастерских и помощником начальника цикла механизации на строительстве 18-го укрепрайона.

С 22 июня 1941 года Аркадий Осипович Ривош участвовал в боях за города Брест и  Кобрин. А затем, занимая должность инженера по механизации 73 ВПС 20-й армии, работал на восстановлении и строительстве мостов и переправ. По дорогам днем и ночью двигалось большое количество транспорта различных частей и соединений, огромные потоки беженцев. Во фронтовой полосе армии в результате постоянных налетов авиации противника многие мосты и дороги были разрушены или серьезно повреждены. Интенсивное движение маршевых частей на фронт и встречное движение в тыл при отсутствии службы регулирования и при неисправности мостов и дорог приводило к созданию заторов на дорогах, тормозило переброску войск. В этих условиях на службу по строительству и восстановлению мостов и переправ легла неимоверная нагрузка.

3 августа 1941 года Ривош был откомандирован в штаб инженерных войск Западного фронта. Здесь он исполнял обязанности инженера технического отдела, занимаясь вопросами дорожно-мостового обеспечения. С первых же дней войны военно-автомобильные дороги приобрели большое значение для передвижения войск, подвоза снаряжения и боеприпасов, эвакуации раненых и населения. Аркадий Осипович участвовал в разработке и прокладке войсковых и колонных путей, в возведении мостов и переправ для передвижения частей и соединений во время Смоленского сражения и битвы под Москвой. За январь–март 1942 года инженерными войсками Западного фронта было построено 58 переправ по льду для пропуска танков и артиллерии, проложено 5387 километров колонных путей, построено 118 низководных деревянных мостов для пропуска грузов до 60 тонн.[2]

3 декабря 1942 года А. О. Ривошу было присвоено воинское звание «военинженер 3-го ранга». 18 февраля 1943 года в соответствии с постановлением Государственного Комитета обороны «О введении персональных воинских званий инженерно-техническому и административному составу Красной Армии» старшему инженеру технического отдела штаба инженерных войск Западного фронта военинженеру 3-го ранга А. О. Ривошу было присвоено воинское звание «инженер-капитан».

Весной 1943 года началась подготовка к Смоленской наступательной операции. Готовясь к наступлению, штаб инженерных войск Западного фронта главные силы и средства саперов вынужден был привлечь на строительство мостов и дорог, устройство проходов в минных полях для будущего бесперебойного продвижения советских войск. Капитану Ривошу приходилось буквально дневать и ночевать в войсках, проверяя боеготовность инженерных частей и их обеспеченность инженерными средствами, контролировать выполнение намеченных работ. Дорожные работы на Западном фронте составляли одну из важнейших задач инженерных войск. С этой целью использовалось в ряде случаев до 50% инженерных частей и соединений. На Западном фронте только в августе 1943 года построили и отремонтировали свыше 1,1 тысячи километров дорог и около 2 тысяч прогонных метров мостов.[3]

За заслуги при подготовке и проведении Смоленской наступательной операции, многолетний добросовестный труд Аркадий Осипович был представлен к правительственной награде. В наградном листе сказано: «Инженер-капитан Ривош в Отечественной войне участвует с первого дня. Участник боев за Брест и Кобрин. Работая в штабе инженерных войск Западного фронта в должности старшего инженера, показал себя квалифицированным специалистом по вопросам дорожно-мостового обеспечения. В работе проявляет оперативность и инициативу в деле содержания в порядке дорог и мостов. Тов. Ривош разработан целый ряд ценных указаний по вопросам дорожно-мостовых работ. Работу выполняет четко и аккуратно, за что командованием неоднократно поощрялся. Достоин награждения орденом ”Красная Звезда”».[4]

Зимой 1943–1944 года соединения Западного фронта вели ожесточенные бои на белорусской земле. Перейдя в наступление на Витебском и Оршанском направлениях, советские части натолкнулись на мощную, глубоко эшелонированную оборону немецко-фашистских войск. Многие населенные пункты и высоты были превращены врагом в сильные опорные пункты и узлы сопротивления. Для инженерного обеспечения прорыва обороны противника Аркадию Осиповичу Ривошу часто приходилось выезжать на передовую. Во время одной из таких поездок 8 февраля 1944 года инженер-капитан А. О. Ривош был убит. 

 

 

[1] Архив Санкт-Петербургского Университета водных коммуникаций. Личное дело А.О. Ривоша.

[2] Цирлин А.Д., Бирюков П.И. «Инженерные войска в боях за Советскую Родину», М.1970г., стр. 103.

[3] Истомин В.П. «Смоленская наступательная операция», М. «Воениздат», 1975г., стр.178.

[4] ЦАМО, Ф. 9582, № К-22380, Личное дело А.О. Ривоша, стр.6.

 

Бортаковский Т. В. «Сквер Памяти Героев». — Смоленск: «Маджента», 2013 г.

 

Назад

arxiv

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму