Лозинцев Михаил Алексеевич

Лозинцев Михаил Алексеевич


Лозинцев Михаил АлексеевичЛозинцев Михаил Алексеевич
?.06.1905-06.02.1944
Полковник
Награды: орден Красной Звезды (1943 г.)

 

Михаил Алексеевич Лозинцев родился в июне 1905 года в селе Спасское Веневского района Тульской области в бедной крестьянской семье.

В 1908 году Лозинцевы, у которых было семеро детей, перебрались в Москву. Семья испытывала большие финансовые трудности, поэтому 11-летнему Мише пришлось бросить учебу в низшем городском училище и пойти работать. Сначала учеником слесаря в механические мастерские. В 1917 году - учеником электромонтера. С 1918 по 1922 год Михаил трудился на деревообделочном заводе, откуда был уволен по сокращению штатов.

C 1923 до 1927 года Лозинцев работал грузчиком в 10-м коллективе безработных. В 1924 году его приняли в ряды Российского Ленинского коммунистического союза молодёжи (РЛКСМ) и направили на обучение на двухгодичные курсы, которые он закончил в 1926 году. Одновременно представлял коллектив в Московском совете профсоюза рабочих местного транспорта сначала в качестве кандидата, а затем члена правления.

В октябре 1927 года М. А. Лозинцев был призван в Красную Армию и направлен служить в 11-й авиапарк, расквартированный в г. Витебске. Здесь в январе 1928 года он вступил в ряды Коммунистической партии, и вся его дальнейшая жизнь была связана с партийно-политической работой среди летного состава различных подразделений и соединений. В 1929 году М. А. Лозинцев был назначен политруком роты 15-го авиапарка в г. Бобруйске, а в 1934 году – старшим инструктором политотдела 453-й авиабригады Белорусского военного округа.

Мемориальная доска

В 1935 году М. А. Лозинцев был направлен на учебу в Военно-политическую академию им. В. И. Ленина. В 1938 году его перевели в политуправление Киевского особого военного округа на должность старшего инструктора авиационного отдела.

Начало Великой Отечественной войны застало Михаила Алексеевича в должности начальника политотдела 15-й смешанной авиадивизии в г. Львове. В составе Юго-Западного фронта дивизия участвовала в нанесении ударов по наступающим частям противника в районе Львова, Киева, Черкасс, Канева. В изнурительных боях начального этапа войны политработникам приходилось делить все тяготы и лишения военного времени, учить личный состав мужеству и стойкости, пропагандировать опыт лучших летчиков, вселять уверенность в неминуемой победе над врагом.

В октябре–ноябре 1941 года Михаил Алексеевич в качестве начальника политотдела 6-й Резервной авиагруппы Главного командования участвовал в боях на Брянском фронте при обороне Орла, Мценска, Болхова. В дни Московской битвы 1941 года был назначен начальником политотдела 146-й авиационной дивизии Западного фронта, а затем переведен на должность начальника политотдела ВВС 49-й общевойсковой армии.

1 июня 1942 года полковой комиссар Лозинцев получил назначение на должность начальника политотдела только что сформированной 233-й штурмовой авиационной дивизии 1-й Воздушной Армии. С мая по декабрь 1942 года частями дивизии было произведено 1866 боевых вылетов. В результате боевых действий уничтожено или повреждено до 250 орудий разных калибров, 60 минометов, 2 бронепоезда, 2 паровоза и 200 вагонов с военными грузами, 7 складов боеприпасов, 10 блиндажей и дзотов, 1 полковой штаб, 1050 автомашин, 26 автоцистерн, 9 железнодорожных цистерн с горючим, 150 танков, выведено из строя 7500 солдат и офицеров противника.(1) За боевые подвиги с июня по декабрь 1942 года 187 человек летно-технического состава дивизии были отмечены правительственными наградами.

Огромную роль в организации успешной борьбы с врагом играли коммунисты, которыми руководил М. А. Лозинцев. Высокая идейность летного и инженерно-технического состава, непоколебимая вера в победу и правоту нашего дела, – все это воспитывалось в сердцах воинов кропотливой, порой незаметной партийно-политической работой. С июня по декабрь 1942 года в частях дивизии были проведены: 21 митинг, 630 бесед, 580 политинформаций, 252 политзанятия, выпущены 630 «боевых листков», прочитаны 62 доклада и 41 лекция.(2)  

Представляя начальника политотдела 233-й штурмовой авиационной дивизии к правительственной награде, командование отмечало: «Тов. Лозинцев, как комиссар тесно связан со всей массой летно-технического состава и своей умелой работой по организации боевой деятельности частей, неустанной заботой по организации боя заслужил любовь и доверие личного состава частей. Как комиссар умело руководит партийно-политической работой Политотдела и военкомов частей, учит секретарей партийных и комсомольских бюро практике повседневной работы» (3)

30 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, полковой комиссар Лозинцев М.А. был награжден орденом Красной Звезды.

Михаил Алексеевич заслужил любовь и уважение всего личного состава части. Вот что пишет о нем в своих мемуарах Маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Александр Николаевич Ефимов – командир эскадрильи «ИЛов» 233-й штурмовой авиационной дивизии: «На фронте полковник Лозинцев показал себя умелым организатором и воспитателем личного состава, настоящим знатоком военного дела. Знание специфики авиации позволяло ему активно воздействовать на летчиков, техников, механиков и других авиационных специалистов, повышая их морально-боевой дух. Партийной работе он отдавал все силы и энергию человека, до конца преданного своему делу.

Начальник политотдела никогда не одобрял действий тех летчиков, которые уходили на задания, как говорят, очертя голову, в расчете на удачу.

– Нет, просто на «ура» фашиста не возьмешь, – говорил он на последнем для него партийном собрании. – Сама жизнь учит нас, что противника надо хорошо знать. Только в этом случае мы сможем бить его наверняка.

Очень много внимания уделял Михаил Алексеевич Лозинцев обобщению лучшего боевого опыта и передаче его летчикам, техникам, воздушным стрелкам, механикам. Первым из политработников он поддержал командиров в том, чтобы каждого летчика убедить, заставить тщательно готовиться к любому боевому вылету. Начальник политотдела не только поддержал, но и помог командирам организовать в подразделениях надлежащий контроль. Не было в нашем соединении такого хорошего, доброго дела, в котором не принял бы участия полковник Лозинцев.

По-отечески заботливо относился полковник Лозинцев к молодежи, верил в нее, всячески старался выдвигать способных летчиков на командирские должности.

Правда, Карякин и Селиванов (командование 233-й штурмовой авиационной дивизии) не очень охотно отдавали своих пилотов на выдвижение в другие части. Но начальник политотдела не отступал. Он убеждал командиров, что их воспитанники – наследники и продолжатели боевой славы части – щедро отдадут другим то, чему сами научились в передовом коллективе, у хороших наставников.

Часто беседовал полковник Лозинцев с летчиками об их боевой работе. Вместе с ними он анализировал тактику фашистских летчиков в различных видах боя, советовался, какие контрманевры можно противопоставить противнику. А от политработников требовал широко пропагандировать опыт наших лучших воздушных бойцов, самоотверженный труд инженерно-технического состава. Начальник политотдела учил воинов сочетать в бою стойкость с умением, мужество с творчеством и боевым мастерством.

Михаил Алексеевич никогда не упускал возможности встретиться с летчиками, техниками, механиками и другими специалистами, чтобы поговорить с ними по душам, услышать живое солдатское слово, помочь воинам добрым советом, воодушевить их на славные ратные дела.

Анализируя вместе с товарищами те тяжелые бои, которые вела наша 233-я штурмовая авиационная дивизия под Москвой, на Курской дуге и у «смоленских ворот», полковник Лозинцев часто говорил нам о неотделимости идеологической и организационной работы, одобрял действия тех командиров и политработников, которые воспитывали у летного и инженерно-технического состава высокую сознательность, стойкость в бою, мужество и отвагу.

Обычно после бесед с солдатами и офицерами говорил с гордостью: «Какой у нас замечательный народ! Его не победит никто. Верность делу Ленина, высокий боевой дух, непоколебимая убежденность в своей правоте, готовность выполнить любую задачу – вот качества человека, делающего победу над фашизмом». И он писал в партийных билетах погибших волнующие и гордые слова: «Коммунист… погиб в бою, до конца выполнив свой воинский долг». Это было, пожалуй, одной из самых трудных обязанностей начподива.

Но на место погибшего в строй вставали десятки молодых бойцов за наше правое дело. Полковник Лозинцев охотно давал рекомендации в партию тем, кто храбро и умело вел себя в бою… Трое молодых летчиков нашей эскадрильи подали заявление с просьбой о приеме в партию. В их числе было и мое. Одну из рекомендаций мне дал полковник Лозинцев. И на партийном собрании он горячо поддержал наши кандидатуры.

Однажды перед боевым вылетом к моему штурмовику подошел полковник Лозинцев. В руках он держал только что выписанный партийный билет в красной обложке. Вручив его мне, начальник политотдела крепко пожал руку и сказал, напутствуя:

– Делом оправдай высокое звание коммуниста!

Часто можно было встретить нашего начальника политотдела на старте, на командном пункте, на стоянке, и всюду он был нужен людям. Изо дня в день Михаил Алексеевич активно вникал в жизнь дивизии. Он жил вместе с нами от боя до боя. Провести перед вылетом собрание, организовать беседу, политическую информацию, вручить товарищу партийный билет, выступить на митинге, выпустить листок-молнию о героях боев – в этом полковник Лозинцев видел глубокий смысл и призвание политработника».(4)

Благодаря мужеству и мастерству личного состава 233-я штурмовая авиационная дивизия вписала немало славных страниц в историю Великой Отечественной войны. В ознаменование ее заслуг в боях на Смоленщине 21 сентября 1943 года дивизии было присвоено почетное наименование «Ярцевская». В дальнейшем она была награждена орденами Суворова и Красного Знамени.

6 февраля 1944 года полковник М. А. Лозинцев возвращался на самолете По-2 с совещания в политотделе 1-й Воздушной Армии. Над территорией Краснинского района Смоленской области самолет был атакован двумя «мессершмитами». Управлявший самолетом лейтенант М. Ильин перешел на бреющий полет, стал петлять по опушкам леса,  балкам и лощинам. Фашистские летчики обстреляли его из пулеметов. Пули в нескольких местах продырявили обшивку самолета, разбили мотор. Легко раненому в голову летчику удалось посадить поврежденный По-2 на полевом аэродроме в д. Герасименки, где располагался политотдел дивизии. Но было уже слишком поздно, во время воздушного боя пулеметная очередь угодила в спину Михаилу Алексеевичу…

По решению Военного Совета 1-й Воздушной Армии полковник М. А. Лозинцев был похоронен у Смоленской крепостной стены со всеми воинскими почестями. 

 

Рыжиков А.Т. «Человек, которого любили», ж-л «Политинформация», № 15, 1981г., стр. 30.

Там же.

ЦАМО, фонд 33, опись 682525, единица хранения 2.

Ефимов А.Н. «Над полем боя», М. «Воениздат», 1976г., стр. 177-179.

 

Бортаковский Т. В. «Сквер Памяти Героев». — Смоленск: «Маджента», 2013 г.

Назад

arxiv

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму