Смоленские ГЛИНКИ. 350лет на службе России. 1654-2004.

Смоленские ГЛИНКИ. 350лет на службе России. 1654-2004.


Федоров Б., Деверилина Н., Королева Т.

Смоленские ГЛИНКИ. 350лет на службе РоссииСмоленские ГЛИНКИ. 350лет на службе России. 1654-2004.

Родословная рода Глинок и потомков сестер М.И. Глинки.

М: Гареева, 2004

ББК 84.4
ISBN  5-94971-006-1

© Б.Г. Федоров, Н. Деверилина, Т. Королева , 2004



1. Введение. Смоленские Глинки.


Данная книга приурочена к 200-летию со дня рождения великого русского композитора М.И. Глинки. К сожалению, в последние десятилетия его роль как гениального родоначальника русской оперы несколько подзабыта, а история с несостоявшимся российским гимном на музыку Глинки - печальна.
Вместе с тем, М.И. Глинка был представителем достаточно обширного Смоленского рода, в котором было много и выдающихся деятелей, и скромных тружеников.
Мы задались целью собрать по крупицам родословную Смоленских Глинок вплоть до настоящего дня, проследить 350 лет жизни одной семьи.
Для чего это нужно? Прежде всего, чтобы лучше узнать собственную историю, вспомнить о нашем происхождении и трудном пути, пройденном страной и ее народом. Особенно наглядно это видно на примере событий XX в., переполненного личными трагедиями Глинок.
Последний раз более или менее подробно род Глинок исследовал во второй половине XIX в. Б.Г. Глинка-Маврин, который, в связи с соединением фамилий Глинок и Мавриных, собирал всевозможные документы для родословной, и именно его данные стали основой для известных трудов кн. А.Б. Лобанова-Ростовского и Н.Ф. Иконникова.
Смоленские Глинки, несомненно, имеют польское происхождение и, как и многие другие шляхтичи, участвовали в 1654 г. в обороне Смоленска от войск царя Алексея Михайловича, затем приняли русское подданство и православие, а потому сохранили имения и остались на Смоленщине.
В списке оборонявших Смоленск шляхтичей от 9 июня 1654 г. упомянут «Владислав Глинка из Смолкова, Погосту, Лучосу, Фалькович сам, с ним три челядника и управляющий». Таким образом, у нас есть достоверная отправная точка для составления родословной.
Упомянутые владения, в числе прочих, Владислав Глинка получил еще в 1641 г. от польского короля Владислава IV за оборону северских городов («Привилей» на вотчины Смолково (Мольково/Молково), Лучеса, Михайлове, Шикино и др.). Правда, проследить прямую связь Владислава с известными нам польскими Глинками того периода пока не удалось (см. Приложение 2).
Некоторые из указанных выше населенных пунктов существуют и поныне, например, Мольково рядом с Кардымово, Лучеса — рядом с Починком, а также Фальковичи и некоторые другие.
Фамилия «Глинка» имела варианты написания. Например, в архивных документах мы можем нередко встретить написание «Глинкин» и «Глинко». Поэтому, возможно, часть потомков Смоленских Глинок живет под этими фамилиями.
До времен Екатерины Великой Глинки числились так называемыми «Смоленскими шляхтичами», поскольку после 1654 г. им даровали особые права и привилегии. Частично, видимо, это было наградой за переход под руку Москвы, а частично — ответ на просьбы новых российских дворян о защите от хлынувших на Смоленщину помещиков из других частей России. Как бы то ни было, но «иногородним» в течение столетия было запрещено покупать смоленскую землю.
Смоленские дворяне служили в особом Полку Смоленской шляхты. Этот полк полурегулярной кавалерии хоть и напоминал дворянское ополчение, но, в то же время, нес службу по охране границы, участвовал во многих войнах и сражениях, особенно в Петровские времена (при Нарве, Полтаве). Впрочем, уже в XVIII в. многие шляхтичи стали поступать в регулярную российскую армию и делать там карьеру.
Признаки принадлежности Глинок к особой корпорации дворян преимущественно польского происхождения на протяжении долгого времени проявлялись в ношении национальной одежды, в сохранении польского языка. Есть предположение, что очень многие Глинки, формально став православными, довольно долго тайно соблюдали католические обряды и обычаи польских предков (власти с этим боролись, например, запрещая посылать детей на учебу в Польшу).
1 Обычно фамилия «Глинка» склоняется при употреблении, но есть представители рода, которые считают свою фамилию несклоняемой.
Мы встречаем в документах подписи по-польски, ссылки на польские документы и т.д.
Интересно, что изоляция от Польши и нежелание ассимилироваться в среде русского дворянства на ранних этапах привели к преимущественно внутриклановым бракам, в том числе, и между сравнительно близкими родственниками. В XVII в. даже проводилось расследование по делам нескольких десятков дворян, женившихся на родственницах в нарушение церковных правил.
Впрочем, к моменту потери обособленности Смоленской шляхтой (1765) все это, в значительной степени, ушло в прошлое (кроме кровнородственных браков, которые сохранились вплоть до XX столетия), а к 1800 г. смоленские дворяне почти ничем не отличались от других русских дворян. У тех же Глинок не было сомнения в том, что они — русские2. Не лишним будет напомнить, что Смоленская шляхта дала России такие выдающиеся фамилии как Потемкины, Пржевальские, Нахимовы, Энгельгардты и многие другие.
Герб рода Глинок «Тржаска» был внесен в 5-ю часть Высочайше утвержденного Гербовника. Это типичный польский клановый герб, который использовался в Польше примерно 150 семьями с разными фамилиями и имел несколько. Нужно также учитывать, что в Польше были Глинки и герба «Слеповрон».
Смоленские Глинки встречаются во 2-й (по выслуге на военной службе) и 6-й частях (древнее дворянство) дворянских родословных книг большинства уездов Смоленской губ. (Духовщинского, Смоленского, Ельнинского, Дорогобужского, Поречского, Вельского, Краснинского). В XIX в. Глинки появляются в дворянских родословных книгах Московской и Симбирской губ.
Необходимо отметить, что были еще два старинных рода Глинок, сохранивших католичество и записанных в родословные книги Могилевской (от Ивана Варфоломеевича Глинки) и
2 Известно, что братья Матвей (р. 1804) и Константин (р. 1805) Глинки, крещеные первоначально по католическому обряду, а затем в православной вере, в домашнем быту носили католические имена — но это, скорее, исключение, подтверждающее правило.
Киевской (от подчашего львовского Адама и его сына Владислава, верстанного поместьем в 1684 г.) губ. Их связь со Смоленскими Глинками достоверно не прослеживается3, хотя последние владели землями и иногда проживали в Могилевской губ. Упоминается род Глинок и в дворянских родословных книгах Витебской и Подольской губ. Известны также довольно многочисленные Глинки недворянского происхождения на Украине (да и на самой Смоленщине).
Попытка собрать воедино родословие Смоленских Глинок важна, на наш взгляд, с разных точек зрения (не считая интереса к собственным предкам).
Например, любопытно проследить развитие одного рода (в основном по мужской линии) от единого предка на протяжении 350 лет. Некоторые ветви рода пресеклись, а после 1917 г. следы многих его представителей затерялись. Фамилия «Глинка» сохранилась почти исключительно в Духовщинской линии Глинок, которая доминирует по числу ныне живущих представителей. Тем не менее, кровь Владислава Глинки течет сегодня в жилах огромного числа людей.
{mospagebreak heading=Страница 1}



Интересен и географический аспект эволюции рода — плавная миграция Глинок, в основном, в обе столицы России. Здесь сыграли роль затухание помещичьего землевладения еще до революции, Первая мировая и Гражданская войны, бегство дворян в большие города (чтобы стать менее заметными), коллективизация, репрессии; Великая Отечественная война довершила исход Глинок из родных мест.
Сегодня потомки Смоленских Глинок живут в США, Великобритании, Канаде, Минске, Новосибирске, Рязани и т.д. Абсолютное большинство современных потомков рода Глинок сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге, а на Смоленщине остались считанные единицы.
Мы просмотрели наиболее доступные телефонные базы (понятно, что они не полные и, зачастую, устаревшие) и получили следующую статистику носителей этой фамилии: Москва — ок. 50 чел. Петербург - ок. 50 чел.
3 Хотя некоторые авторы утверждают, что Киевские и Смоленские Глинки были родственниками.
Смоленск — 3 чел.
Киев - 12 чел.
Минск — 4 чел.
Как известно, реальное количество жителей превышает число указанных в справочниках в 2-3 раза, так что можно говорить о примерно 400-500 Глинках, проживающих на территории бывшего СССР.
Всем людям с фамилией «Глинка», чьи адреса мы обнаружили, были отправлены письма. Откликнулись, к сожалению, не все, в том числе, живущие ныне в Смоленске Глинки не подтвердили свое местное происхождение. Вместе с тем, со многими из адресатов завязалась интересная переписка, позволившая существенно расширить и уточнить данные родословной росписи.
Материальный достаток Глинок был, в среднем, высок. В те времена, когда большая часть смоленских шляхтичей почти не имела крепостных и была малоземельной, Глинки владели часто сотнями душ и десятин (иногда тысячами). До уровня крупных магнатов они никогда не поднимались, но и бедными их не считали. Правда, с середины XIX в. Глинки, как и большинство дворян, постепенно беднеют и ко времени Октябрьского переворота из помещиков превращаются, можно сказать, в средний класс, занимаются искусством и наукой, состоят на государственной службе.
В связи с вышесказанным любопытна также трансформация профессиональных занятий Глинок, которые традиционно в ХУИ-ХУШ вв. были, по большей части, помещиками и военными. Однако в XIX в. наметилась тенденция к увеличению среди них «прослойки» чиновников и деятелей культуры, которая непрерывно увеличивалась до 1917 г.
После революции профессиональных военных, по понятным причинам, почти не осталось, зато опять таки выросло число деятелей культуры, ученых, инженеров, геологов, учителей, а также людей рабочих профессий. Интересно, что сегодняшние Глинки не особенно преуспели в бизнесе и государственной деятельности, тогда как в предыдущих столетиях мы видим среди них весьма значительных государственных мужей.
Весьма показательны судьбы Глинок в период революции и Второй мировой войны. Как видно из росписи, очень немногие из них с оружием в руках защищали страну от большевиков, хотя следует иметь в виду, что, по понятным причинам, выжившие об этом не распространялись, так что реальное число «белых» Глинок может быть существенно больше. Некоторые представители рода присоединились к «красным», но, за редким исключением, это вряд ли произошло по идеологическим причинам. Можно сказать, что Глинки в основном были «нейтральны».
Любопытно стремление части Глинок скромного достатка замаскироваться во время революции под крестьян, чтобы выжить. Некоторые оставались в своих деревнях до середины 1920-х годов и покинули их только тогда, когда репрессии стали неизбежными. Сын одного из осевших в деревне Глинок стал трактористом.
И репрессии 1930-х годов не обошли Глинок стороной. Всего отмечено 8 случаев репрессий против членов рода или их супругов, в том числе, казнено было 4 человека.
Сравнительно небольшое число Глинок попало в вынужденную эмиграцию (всего 4 в Гражданскую войну, один во Вторую мировую), хотя в 1990-х несколько человек решили жить за границей (по меньшей мере, трое, не считая потомков более ранних эмигрантов)4.
Хочется отметить, что историческая память присутствует у всех ныне живущих потомков Смоленских Глинок откликнувшихся на наши обращения, и они гордятся своим прошлым, хотя в результате революций и войн реликвий рода (особенно документов) в их семьях сохранилось весьма немного.
Родословная роспись Смоленских Глинок представляет собой, таким образом, весьма характерный срез истории среднего русского дворянства, особенно в XX в.
Родословие для удобства читателя составлено без соблюдения всех строгих канонов генеалогии, но, в целом, по общепринятому формату. При этом главная цель авторов — наглядность.
В основном, рассматриваются продолжатели рода по мужской линии; о потомках по женской линии, в том числе, носящих другие фамилии, как правило, приводятся сведения за последние 50 лет.
В связи с вышесказанным весь род Глинок разделен на две большие ветви — Ельнинскую и Духовщинскую (хотя это разделение условно).
Ельнинская ветвь, в свою очередь, делится на Новоспасскую (включая Глинок, живших у Дорогобужа; сюда же отнесены потомки родных сестер М.И. Глинки — Соболевские, Стунеевы-Беры, Измайловы-Гризо) и Шмаковскую. Новоспасская ветвь условно принята как основная, и в ней нумерация идет от родоначальника.
Духовщинские Глинки, опять же, из соображений наглядности, разделены на Старшую и Младшую линии. В последней выделяются подветви «Ивановичи», «Николаевичи», «Андреевичи», «Матвеевичи», «Константиновичи».
В связи с обширностью древа, порядковые номера присвоены только прямому мужскому и женскому потомству (включая потомков родных сестер композитора), причем в каждой отдельной ветви номера начинаются с №1, за исключением Новоспасских Глинок, которые для удобства считаются продолжателями родоначальников из первых двух колен и Ельнинской ветви. Это можно было бы сделать и в других ветвях, но роспись стала бы крайне трудной для использования (в некоторых коленах было бы до 100 представителей!)
После номера члена рода (ветви) приводится номер его отца; если же персональный номер не присвоен, то отмечается номер матери. Для потомков по женской линии принята следующая система нумерации:
/х — номер матери;
/(х) — номер бабушки;
/(х*) - номер прабабушки;
/(х**) - номер прапрабабушки;
/(х***) - номер прапрапрабабушки. В тексте потомки по мужской линии - мужчины выделены жирным шрифтом и подчеркнуты (например, Глинка Иван Николаевич), женщины — только жирным шрифтом (Глинка Пелагея Ивановна), а имена супругов и тех и других выделены курсивом (Краевский Степан Назарьевич). Все представители трех линий потомков родных сестер М.И. Глинки выделены жирным шрифтом. Глинки по женской линии, сохранившие фамилию «Глинка», специально не выделяются.
Мы приносим благодарность всем многочисленным Глинкам и потомкам Смоленских Глинок, откликнувшихся на наши обращения и приславших дополнения к родословной росписи.
Также отметим, что большую работу при написании данной книги проделали Д.Д. Лотарева, Н.В. Покровский и М.П. Попова.
Надеемся, что книга будет полезна всем, кто интересуется историей Смоленщины, творчеством М.И. Глинки и других членов рода, а также генеалогией российского дворянства. Хотелось бы верить, что после знакомства с росписью молодые представители рода Глинок, да и не только они, начнут пристальней изучать историю своих семей.
Приглашаем всех посетить музей М.И. Глинки в Новоспасском (Ельнинский р-н Смоленской области), который вот уже 30 лет служит очагом сохранения памяти о великом композиторе и о роде Глинок.
Мы будем признательны за любые дополнения и исправления к представленной вниманию читателей родословной Глинок - ведь работа только начинается.

Авторы.
Март 2004 г.

Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму