"Портреты в театральном фойе" Светланы Романенко. А.В. Королькова

"Портреты в театральном фойе" Светланы Романенко. А.В. Королькова


Театр - это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра.
Н.В. Гоголь
Наш свет - театр; жизнь - драма; содержатель - судьба.
П.А. Вяземский
Театр - высшая инстанция для решения жизненных вопросов.
А.И. Герцен
Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актёров.
В.О. Ключевский
Театр - не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло.
В. Маяковский


Театр - это удивительный вид искусства, который бывает близок и понятен людям самых разных профессий, разного уровня образования.
Театр объединяет всех, кто умеет сочувствовать и сопереживать, кто дорожит каждым эмоционально сквозь призму абсолютных обобщений и заставляет испытывать глубочайшие эмоции, сопереживать. Сопереживание как основную функцию театра, очищение через страдание еще в Древней Греции считали огромным достижением культуры.
Историю национальной культуры, как и историю культуры малой родины можно изучать по истории театра. Историю Смоленского театра С.М. Романенко представила в лицах, что еще более интересно, так как перед нами не просто сухие факты, но факты ожившие.
Перед читателями предстает галерея портретов замечательных увлеченных творческих людей, связавших свою судьбу со Смоленским театром. Необычайно интересны статьи, характеризующие Смоленский театр в период с 1919 года до 1940 года. Поразительна судьба Зинаиды Михайловны Славяновой, ставшей художественным руководителем Смоленского областного драматического театра в 1931 году. Будучи профессионалом высокого класса, она сумела за несколько лет изменить театральную жизнь Смоленска, сумев из провинциального, ничем ни примечательного театра создать нечто удивительное, превратить театр в средоточие культурной жизни Западной области. Террор 1937 года не обошел стороной Смоленский театр, а семья З.М. Славяновой повторила судьбу множества репрессированных людей искусства.
Особая страница в истории Смоленского театра - годы Великой Отечественной войны, когда Смоленский драматический театр был реорганизован в театр Западной сезон. Маленький подвиг увлеченных непокоренных людей!
Книга С.М. Романенко «Портреты в театральной фойе» отличается композиционной стройностью. Первый раздел «Режиссеры, актеры, художники» состоит из двадцати пяти ста этих имен следует назвать режиссеров Игоря Войтулевича, Петра Шумейко, Анатолия Ледуховского, актеров Анатолия Бибекина и Елизавету Зима, художника Светлану Архипову, балетмейстера Елену Егорову и пр.
Второй раздел «Статьи и рецензии» включает, прежде всего, размышления по поводу конкретных театральных событий. Значимыми для Смоленского театра становятся, например, спектакли по пьесе Нины Берберовой «Маленькая девочка», спектакль по пьесе Тома Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», Сладкий сон без антракта» по мотивам пьесы Н.А. Некрасова «Осенняя скука» и даже спектакль «Снежная королева».
Рецензии глубоко личные, и в то же время они отличаются широтой и глубиной обобщений, а самое главное, проникнуты несомненной любовью к театру как таковому, к театру как искусству.
Третий раздел «Встречи» рисует читателям портреты театральных деятелей, так или иначе связанных со смоленской театральной школой. Это и знаменитая Зинаида Славянова, это Юрий Бабин, это Виктор Зимин, это Жанна Дозорцева, чье имя неотделимо от фестиваля имени М.И. Глинки, это Елена Драпеко и пр. В каждой небольшой статье С.М. Романенко сумела передать через незаметные детали особые черты характера собеседников, показать их увлеченность театральным искусством, ставшим делом всей жизни.
Особое достоинство книги живой, красочный, яркий язык повествования, удивительно мягкий юмор и даже отсутствие жесткой критики. Действительно Смоленский театр нужно поддерживать, отмечая его удачи, фиксируя для истории культуры Смоленского края удивительные факты его творческого динамического развития.
Нужно отметить, что книга прекрасно иллюстрирована, что дает возможность читателям окунуться в мир и атмосферу театра. Представленные фотографии - это живая летопись театральной жизни.
Первая главка книги «Птица феникс - символ Смоленского драматического театра» как нельзя более полно может характеризовать всю представленную читателям книгу. Феникс - символ вечной жизни, символ глубокой философской мудрости бытия, символ вечного возрождения и обновления, настоящий символ Смоленского театра и символ всех людей, причастных его таинствам, как и автор этой замечательной книги - Светлана Романенко.


А.В. Королькова,
доктор филологических наук, зав. кафедрой филологии Смоленского гуманитарного университета
«Смоленская газета», 25.03. 2008 г.

Назад

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму