Смоленский край: история музейной деятельности. Иванов М.В.

Смоленский край: история музейной деятельности. Иванов М.В.


Смоленский край: история музейной деятельности. Иванов М.В.Иванов М.В.

Смоленский край: история музейной деятельности на материалах частных собраний, выставок и музеев (конец XVIII - первая треть XX вв.)


Издательство «Смоленская городская типография», 2005. -444 с.

ББК 63.3(2)л6
ISBN 5-94223-161-3

© Иванов М.В., 2005


Рецензенты:
Ведущий научный сотрудник РИК, кандидат исторических наук В.Ю. Дукельский; ученый секретарь Фонда возрождения русской усадьбы, лауреат Макариевской премии М.Ю. Коробко


В 2003 г. за высокие достижения в конкурсе работ на соискание Макариевской премии автор рукописи данной книги был удостоен БЛАГОДАРНОСТИ Комитета и Фонда по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского МАКАРИЯ (Булгакова).


Моему отцу Вадиму Георгиевичу Иванову, смолянину, участнику Великой Отечественной воины, одному из создателей Военно-медицинского музея в Ленинграде посвящается


ВВЕДЕНИЕ


Как видно из названия, речь в данном исследовании пойдет о становлении музейной деятельности на Смоленщине. Что же такое «музейная деятельность»? Это понятие в трактовке «Словаря музейных терминов» в самом общем виде подразумевает систему мер, направленных на выявление, сохранение, изучение и использование культурного наследия. В работе рассматриваются разнообразные исторические формы организации музейной деятельности, представленные в культурной практике Смоленского края. Это и частные собрания, и различные типы выставок, и музеи, сгруппированные по принципу их принадлежности учреждениям, организациям или частным лицам, а также характеру использования.
Система музейной деятельности всегда несет на себе отпечаток культурного своеобразия того или иного региона. Географическое положение Смоленщины, относящейся к числу древнейших обитаемых российских земель, оказало на ее развитие решающее воздействие. Благодаря пролегавшим по территории этой местности коммуникациям, на протяжении столетий происходила ее экономическая и культурная эволюция. Вместе с тем край, являясь зоной экспансии близлежащих государств, неоднократно становился театром военных действий.
Испытывая постоянное влияние внутренних и внешних культурных импульсов, Смоленщина, таким образом, оказалась зоной мощных межкультурных взаимодействий. Именно в этом крае, с ясно прослеживаемой на протяжении длительного времени региональной культурной спецификой, одновременно испытывавшем и влияние центра, наиболее ярко проявилась интенсивность культурных процессов, в том числе и в сфере музейной деятельности.
Еще в конце XVIII в. в некоторых усадьбах Смоленщины появились проблески такого явления, как частное коллекционирование, которое с начала XIX в. в дворянской, а со второй половины этого столетия и в разночинной среде края получает все большее распространение. С первой трети XIX в. в губернском центре стали проводиться сельскохозяйственные и кустарно-промысловые выставки, логическим итогом которых явилось создание в 1859 г. первого на Смоленщине музея. С конца XIX в. жители Смоленска обрели возможность посещать и тогда еще крайне редкие художественные выставки. Отметим, что частные собрания и выставки, относящиеся к протомузейным формам, положили начало собственно музейной деятельности. Различные варианты ее организации в период с конца XIX по начало XX вв. охватили край, ознаменовавшись для него «музейным бумом». В это время образовались все наиболее значимые музеи в Смоленске, а также отдельные подобные учреждения в губернии. Основой для некоторых из них послужили частные коллекции.




Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму