Крейсер "Смоленск". Г. Ражнев.

Крейсер "Смоленск". Г. Ражнев.


Геннадий Владимирович Ражнев.


Крейсер Замечательный след оставил герб Смоленска не только на знаменах сухопутных полков. В историю российского гражданского и военного флота заметные страницы вписал и крейсер "Смоленск", построенный в 1901 году по заказу России в Великобритании на верфях Нью-Касла.
Задолго до спуска крейсера на воду его командир, капитан 2 ранга П. Троян прислал на имя смоленского городского головы из далекого Нью-Касла письмо с просьбой выслать ему большой рисунок герба Смоленска. Между командиром крейсера и городским головой завязалась деловая переписка. Смоленские власти старательно готовились к ритуалу освящения крейсера. Для этого в Москве на "Фабрике бриллиантовых, золотых и серебряных вещей" был изготовлен уникальный подарок - герб Смоленска из драгоценных металлов и цветной эмали. Для подарка подготовили также икону Смоленской Богоматери в серебряном окладе.
22 февраля 1902 года в Одессе состоялся обряд освящения крейсера. На торжества прибыла и делегация от Смоленска в составе городского головы О. В. Воейкова и гласного городской думы генерала Н. М. Томило-Денисовича.
Крейсер "Смоленск" был лучшим крейсером российского Добровольного флота. По водоизмещению (12 050 т) с ним мог сравниться только крейсер "Москва", а по скорости (20,2 узла) ему не было равных. Длина корабля составляла 155, ширина-18, а глубина интрюма -11 метров. Экипаж крейсера для мирного времени насчитывал 135 человек.
За годы своего плавания "Смоленск" перевез десятки тысяч тонн грузов, но пришлось ему и воевать.

Крейсер С началом русско-японской войны "Смоленск", находившийся тогда в Севастополе, вместе с таким же крейсером "Петербург" скрытно оборудовали для боевых действий и подготовили экипаж, который насчитывал теперь 419 человек. Перед крейсерами на время войны была поставлена задача патрулирования в южных широтах. В печати было опубликовано заявление царского правительства о том, что русский флот будет вести боевое патрулирование на океанских коммуникациях с целью недопущения снабжения Японии военной контрабандой. Был опубликован и перечень грузов, относящихся к этой категории. Оба документа были составлены в полном соответствии с законами международного права, согласно которым суда, задержанные с контрабандой, подлежали конфискации или уничтожению. Вот почему на "Смоленске", как и на "Петербурге", были сформированы призовые команды, предназначенные для сопровождения захваченных судов с контрабандой в свои порты.
22 июня 1904 года "Смоленск" вслед за "Петербургом" покинул Севастополь и, замаскированный под угольщик Добровольного флота, с пушками, спрятанными в трюмах, прошел Босфор и Дарданеллы (по существовавшему международному соглашению, Россия не могла проводить через эти проливы военные корабли). Во время короткой стоянки в Суэце от российских разведчиков были получены секретные данные о предполагаемых маршрутах и ожидающихся судах с военной контрабандой. Ночью 28 июня на "Смоленске", вошедшем в Красное море, установили 25 пушек, в том числе 75 и 120 мм калибра, и подняли военный флаг. "Смоленск" поддерживал надежную радиосвязь с крейсером "Петербург", патрулировавшим на расстоянии около 60 миль.
2 июля крейсер задержал немецкий пакетбот "Принц Генрих" и изъял два письма в Японию об отправке туда военной контрабанды на пароходах "Скандия" и "Никлин". Через два дня "Смоленску" удалось задержать английский пароход "Ардова" с военной контрабандой, а еще через день - упомянутую "Скандию". Оба задержанных парохода призовые команды "Смоленска" привели в Либаву. Позднее туда же доставили еще один английский пароход с контрабандой - "Формозу".
Всего "Смоленск" задержал и проверил девять пароходов.
Во время патрулирования в Индийском океане "Смоленск" получил приказ взять курс на Либаву, куда он прибыл 30 сентября. Там его включили в состав 2-й Тихоокеанской эскадры Балтийского флота, дав ему новое имя - "Рион". Под этим названием он, как вспомогательный крейсер эскадры, отличился в южной части Желтого моря, где в мае 1905 года задержал несколько пароходов, на двух из которых - немецком "Тетортосе" и английском "Шилуриуме" оказалась военная контрабанда. С задержанных пароходов сняли команды, а корабли были затоплены вместе с грузами. Вскоре после этого крейсер вернулся на Балтику, бросив якоря у Кронштадта.
За время боевого дежурства на "Смоленске" не было ни одного случая выхода из строя механизмов и оружия, а что касается дисциплины моряков, то командир "Смоленска" капитан 2 ранга Троян в своем докладе писал: "Несмотря на тяжелые климатические условия, частые перегрузки угля при сильной жаре, высокое напряжение, связанное с постоянным ожиданием внезапной встречи с противником (ночью люди спали у своих орудий), нравственное состояние экипажа не оставляет желать лучшего".

В июле 1905 года крейсер разоружили, вернув ему прежнее название, и возвратили Добровольному флоту. После капитального ремонта в Англии корабль прибыл в Либаву, где ему суждено было открыть знаменательную страницу в истории отечественного флота и русско-американских отношений. Крейсеру выпала честь начать регулярное пароходное сообщение между Россией и Америкой.
До Нью-Йорка предполагалось доплыть за 14 дней, но, выйдя из Либавы 25 июня 1906 года, крейсер прибыл в Нью-Йорк с небольшим опозданием из-за крайне плохого качества угля, загруженного в Роттердаме.
Пароход мог взять 983 пассажира, но по причине неопытности рекламных агентов и конкуренции западных фирм на пароход было куплено только 622 места, из которых 214 занимали дети моложе 12 лет. Интересно заметить, что из 617 эмигрантов, решивших покинуть Россию, 576 человек были евреи, большей частью из Гомеля и других районов, подвергшихся погромам, а также 37 литовцев, 3 русских и 1 немец.
По прибытии "Смоленска" в Нью-Йорк пароход осмотрели различные комиссии, отзывы которых проникли в местную печать, встретившую русский пароход приветливо. Отдельные ежедневные газеты поместили даже его фотографию.
14 июля на "Смоленске" состоялся банкет представителей русско-американских деловых кругов. Коммерсанты высказали уверенность, что торговые и культурные связи Америки и России имеют такие огромные возможности, что работы по их реализации хватит для многих новых пароходных предприятий.
17 июля "Смоленск" с 74 пассажирами и полными трюмами с промышленными товарами (сельхозмашины, машинное масло и др.) вышел из Нью-Йорка на родину. Следующий рейс в Америку "Смоленск" совершил через месяц, а вскоре к нему присоединились пароходы "Петербург", "Саратов" и "Дон".
20 июля 1913 года крейсер вывели из Добровольного флота и зачислили в состав Черноморского флота.
После ремонта в 1915 году "Смоленск" принял участие в 1 мировой войне, а с 16 декабря 1917 года перешел на сторону Советской власти. 1 мая 1918 года в Севастополе корабль захватили германские войска, а в ноябре 1918 года - белогвардейцы. Через месяц корабль перешел в руки англо-французских интервентов, а с апреля 1919 года "Смоленск" вошел в состав флота Врангеля. 14 ноября 1920 года врангелевцы вместе с другими десятками захваченных кораблей эвакуировали его на французскую военно-морскую базу Бизерта, что на севере Африки.
По прибытии флота в Бизерту Врангель все свои корабли по обязательству, датируемому 13 ноября, передал французскому адмиралу Дюминилю. На фок-мачте "Смоленска" подняли французский флаг. В Париже объявили, что все русские корабли поступили в собственность французского правительства, которое вскоре распродало их.
Наркоминдел РСФСР тогда же в ноте французскому правительству опротестовал незаконный увод и секвестр (запрещение пользования кораблями, налагаемое органами власти) кораблей Черноморского флота, составлявших собственность Советской республики.
Однако ни один из угнанных кораблей впоследствии не был возвращен хозяину - СССР. Дальнейшая судьба парохода "Смоленск" и находившихся на нем подарков смолян, в том числе и герба города, выполненного из драгоценных металлов, остается неизвестной.
В наши дни, когда российско-американские деловые отношения переживают новое возрождение со времен второй мировой войны, мы вспоминаем добрым словом освященный гербом Смоленска крейсер, первым из отечественного флота взявший мирный курс к берегам Соединенных Штатов Америки.


Геннадий Владимирович Ражнев.
"Герб Смоленска",
Смоленск, "Библиотека журнала "Край Смоленский", 1993 г.

Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму