Православная церковь на Смоленщине. И.А. Дубовская.

Православная церковь на Смоленщине. И.А. Дубовская.


Точная дата появления первых христиан на Смоленской земле неизвестна. Смоленск как город, стоящий на пути, связывавшем два центра русской земли - Киев и Hовгород - должен был познакомиться с христианством очень рано. Предположительно, это произошло в 990 г., когда митрополит Киевский Михаил остановился здесь по пути из Киева в Новгород и крестил смолян. Возможно, это произошло несколько позднее, в 1013 г.

5 сентября 1015 г. на Смядыни (под Смоленском) слугами князя Святополка был убит его младший брат - князь Глеб. Смоляне, будучи еще язычниками, не позаботились о погребении тела князя-христианина, но происходившие на месте убийства знамения побудили их вскоре похоронить тело в церкви, откуда в 1019 г. нетленные останки св. Глеба были перенесены в Вышгород и погребены рядом с телом его брата св. Бориса. В 1191 г. из Вышгорода раки св. Бориса и Глеба - первых канонизированных русских святых - переносятся вновь на Смядынь. На месте убийства св. Глеба была устроена деревянная церковь, вокруг которой затем образовался Борисоглебский монастырь (первое упоминание - 1138 г.). Здесь же находился колодец с целебной водой, открывшийся после убийства св. Глеба. Свидетельства о знамениях, чудесах, исцелениях от мощей св. Бориса и Глеба способствовали обращению смолян в христианство. Этому помогали и распространившиеся сказания о Киево-Печерских подвижниках, среди которых были смоляне Мсаакий и Прохор-лебедник.

В 1054 г. при создании смоленского княжеского стола, Смоленское княжество вошло в Переяславльскую епархию. Православие быстро распространялось при князьях Вячеславе (1054-1057 гг), Игоре (1058-1060 гг.). В 1101 г. Владимир Мономах заложил первый в Смоленске каменный храм Успения Богородицы (знаменитый Мономахов собор), вскоре после освящения храма (в 1111 г.) туда была перенесена особо чтимая православными чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии, написанная евангелистом Лукой, с тех пор именующаяся Смоленской и почти беспрерывно находившаяся в городе (исчезла около 1941 г.). Устроив собор в Смоленске, Мономах учредил в нем епископию. Первым епископом Смоленским был Симеон. Вскоре епархия была вновь подчинена Переяславльской епископии.

После смерти переяславльского епископа Маркелла, который противился выделению Смоленской епископии, князь Ростислав Михайлович (кн. 1127-1159 гг.), упросив киевского митрополита Никиту, подумав с боярами и вечем, учредил Смоленскую епископию, поставив епископом грека Мануила. Уставные грамоты Смоленской епископии состоят из 4 документов: Устава Ростислава (1136 г.), Подтвердительной грамоты епископа Мануила (1136 г.), грамоты о передаче Ростиславом Холма (Соборной горы) епископии, грамоты "О погородьи и почестьи". Этими грамотами устанавливалась епископия, учреждался епископский суд, который, по обычаям того времени, должен был осуществлять семейное и брачное право без вмешательства гражданских властей, служил очищению нравов, т.к. в тот период сохранялись среди смолян языческие обычаи: двоеженство, умыкание невест, браки между близкими родственниками и т.п. Ростислав передал епископии земли из княжеского домена, 1/10 часть своих доходов (даней).

Учреждение епископии значительно укрепило самостоятельность Смоленского княжества. Князь Ростислав почитается православной церковью как святой. С распространением христианства начинается расцвет культуры Смоленской земли: ведется строительство каменных храмов, распространяются книги, появляются школы. В 1145 было заложено 4 церкви (по др. данным - 5): Бориса и Глеба на Смядыни, где была помещена икона Божией Матери Иерусалимской, перед которой в 1177 г. исцелились ослепленные Всеволодом князья Мстислав и Ярополк; церковь Петра и Павла; церковь Св. Пророка Боговидца Илии; святых чудотворцев Козьмы и Демьяна.

При князе Романе (в крещении Борисе) Ростиславиче (1160-1180 гг.) были построены храмы Иоанна Богослова и св. Василия на Смядыни. В 1191 г. (при кн. Давиде Ростиславиче) был построен храм честь Чуда Архистратига Михаила Архангела, в честь небесного покровителя кн. Ростислава - сохранившийся до наших дней и считавшийся в ХII в. самым богато украшенным, изысканным храмом на севере Руси. Всего в Смоленске известно 26 храмов домонгольского периода (сохранилось 3). В этот период в Смоленске существовало не менее двух собственных архитектурных школ.

В ХII в. появляется первый монастырь на Смоленской земле - на Богородицком селище. Этот монастырь стал первым феодалом, владевшим судебно-административными функциями. В ХII в., судя по данным раскопок, имелось не менее двух каменных храмов в Рославле, не менее одного в Мстиславле и Дорогобуже. Эти 3 города платили самое большое почестье (епископу за служение), очевидно, епископ часто посещал их, как княжеские владения. Данных о строительстве и количестве деревянных храмов нет. Число их было велико, т.к. каждый знатный человек имел свою домовую церковь.

Князь Роман Мстиславич (1160-1180 гг.) учредил высшие школы для священников, отдав на них почти все свое имущество, так что его хоронили на собранные горожанами средства. Распространялись книги, переводные и оригинальные, особенно из Киева. Много было переписчиков. Наиболее ранний памятник смоленской литературы - повесть "О великом князе Ростиславе Смоленском и о церкви". В этот период созданы повесть "О перенесении мощей Бориса и Глеба на Смядынь", "Житие Авраамия Смоленского".

В домонгольский период наступает расцвет смоленской живописи, представленный фресками и иконами. В 1147 г. смоленский монах Климент становится киевским митрополитом. Растет роль православной церкви не только в культурной, духовной жизни, но и в государственной: в 1229 г. кн. Мстислав Давыдович для заключения знаменитого торгового договора с Ригой и Готским берегом (Смоленская Торговая Правда) направил "лучшего попа Еремея и с ним умна мужа Пантелея". Из переписки с Ригой видно, что епископ пользовался в Смоленске особым уважением. Уже в тот период имелась в Смоленске школа, в которой учился св. Авраамий, единственный (после Феодосия Печерского) домонгольский подвижник, чье подробное житие было составлено и дошло до потомков. Немногие достигали в то время учености, "книжкин и философ" Авраамий пользовался огромной популярностью и уважением народа. Борьба между священниками Смоленска за казнь Авраамия, пиком которой стало массовое религиозное движение 1218-1220 гг., завершилась посрамлением обвинителей и завистников святого, выступавшего против мздоимства, двоеверия. Епископ Игнатий сделал его игуменом и архимандритом построенного в это время монастыря Положения Ризы и пояса, где жил сам и скончался, и где служил до своей кончины преподобный Авраамий. Монастырь стали называть Спасо-Авраамиев, канонизирован святой в ХVI в. Местно чтится и мученик его Ефрем - автор Жития св. Авраамия.

Период расцвета культуры сменился периодом упадка, связанного с монголо-татарским нашествием. При кн. Всеволоде Мстиславиче (1239-1249 гг.) было нашествие на Смоленск татар (1239 г.), которое отразил отряд св. Меркурия Смоленского благодаря заступничеству Богородицы через икону Одигитрии. Об этих событиях сообщает "Повесть о Меркурии Смоленском". Но с 1274 г. Смоленск вынужден был выплачивать татарам дань, княжество слабело, делилось на уделы.

Св. князь Феодор Ростиславич (1280-1297 гг.) - князь Смоленский, жил в Ярославле, бывал в Смоленске. Он часто ездил в Золотую Орду, построил там несколько православных храмов. Мощи св. Феодора и его сыновей были открыты в 1463 г., в ХYI в. кн. Феодор и его сыновья были причислены к лику святых. Во время отсутствия кн. Феодора Смоленским княжеством управлял его племянник св. Андрей Смоленский, который "за некую крамолу и братоненавидением" ("Житие св. Даниила Переяславльского") удалился в Переяславль и 30 лет служил пономарем в церкви, ведя образ жизни бедного, "убогого" человека. Лишь после смерти святого стало известно о его происхождении.

В ХIV в. Смоленск, после расцвета, начал переживать упадок, связанный не только с нашествием монголо-татар, феодальными усобицами, но и с опасностью завоевания княжества Литвой. Литва участила нападения на Смоленск, и 26.YII.1404 г. Смоленск вошел в состав католической Литвы на 110 лет. Кафедра Смоленской епархии попала под власть митрополитов Киевско-литовских (1415-1419гг., 1458-1514 гг.), которые были провозглашены независимыми от митрополитов Московских, стояли на пролитовских позициях и должны были помогать литовскому государству сохранять влияние на православных, которые не желали переходить в католичество. В 1498 г. смоленский епископ Иосиф - сторонник унии - стал митрополитом Киевско-литовским.

Несмотря на владычество Литвы, в Смоленске было сильно православие и так называемая московская партия. Строились, хотя и значительно реже, православные храмы, основывались монастыри: в 1413 г. Колочский Успенский монастырь (между Гжатском и Можайском), во 2-й половине ХV в. был основан Свято-Троицкий монастырь на Кловке, имевший большое значение для православия. В нем был устроен гостиный двор для литовских купцов, что приносило доход монастырю, а позднее воевода М.Б.Шеин разместил в нем свое войско.

В 1495 г. по повелению смоленского епископа был переписан большой сборник, так называемая "Летопись Авраамки".

В начале ХV в. святая Юлиана Вяземская совершила свой подвиг в Торжке, отдав жизнь за супружескую верность. Православная вера сохранялась, несмотря на давление Литвы, не только моральное, но и силовое, когда во время восстаний смолян, в ходе борьбы православной и католической партий литовское войско жгло посады, церкви, монастыри (см.: Великая Замятня). Православное духовенство по-прежнему выполняло свои функции, его авторитет поддерживался и использовался литовскими князьями. Земли православного духовенства оставались неприкосновенными. Однако уже была заложена основа борьбы православия и католичества: в 1413 г. сейм расширил права феодалов-католиков, тем самым ущемляя права православных, в частности, им нельзя было занимать государственные должности. Когда в 1514 г. московский государь Василий Иванович подошел к Смоленску и начал битву за город, смоленский епископ Варсонофий на 2-й день сражения просил великого князя прекратить осаду - и жители города встретили Государя Московского крестным ходом. По случаю присоединения Смоленска к Москве по воле Василия Ивановича был основан Вознесенский женский монастырь.

В 20-40-е гг. ХVI в. на Смоленской земле жил и прославился преподобный Герасим Болдинский, основавший здесь 4 монастыря, один из них в 1528 - Болдин Свято-Троицкий мужской монастырь, где и покоятся мощи святого. Этот монастырь впоследствии стал одним из крупнейших в России, владел крестьянами, ему жертвовали многие известные и знатные люди, в т.ч. зодчий Федор Конь. До 1764 г. (указ о секуляризации церковных земель) монастырь был крупным землевладельцем, занимался и коневодством, животноводством. В 1536 г. преподобный Герасим с учеником Сименоном пришел в Вязьму и поставил келью рядом с разбойничьим притоном, прекратив тем самым грабежи и разбои. В 1542 г. с благословения митрополита московского Макария и с разрешения царя преподобный Герасим с братией достроил и освятил здесь монастырь в память св. Иоанна Предтечи. Монастырь стал одним из центров православия Смоленской, Вяземской земли, был известен во всей России. В 1566 г. его посетил Иван Грозный, в 1596 г. Борис Годунов, пожаловавший монастырю земли. В ХYII в. монастырь посещали патриарх Hикон, царь Алексей Михайлович; царь Михаил Федорович внес пожертвования на строительство храма в монастыре, на которые в 1635-1638 гг. была возведена каменная церковь во имя Богоматери Одигитрии - уникальный архитектурный памятник. В 1993 г. монастырь посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.

Крупным церковным центром России стал Борисоглебский монастырь. В 1-й половине ХVI в. (до 1560 г.) основан был Спасо-Преображенский монастырь в Рославле, где в тот период было еще 6 церквей. Всего в Смоленской епархии в ХVI в. было 14 монастырей, владеющих землями.

В 1596-1602 гг. на строительстве Смоленской крепостной стены работало множество монастырских крестьян, все монастырские кирпичные предприятия. Hарод и церковь как единое целое трудом и молитвой готовились к отпору нового врага. В Смоленске в то время находились 3 чудотворные иконы Божией Матери Одигитрии: Одигитрия, Иерусалимская и присланная в 1602 г. икона Божией Матери Одигитрии (список) в Надвратной церкви (ныне находится в Успенском кафедральном соборе и является предметом особого поклонения). Стойкость горожан при осаде города поляками в 1609-1611 гг. была беспримерна. Жертвы были велики, началась цинга, вокруг города все было опустошено, архиепископ предлагал воеводе М.Б. Шеину сдать город, спасти жизнь людей. Во время последнего боя соборный Успенский храм стал последним прибежищем, утешением и могилой жителей и защитников города, взорвавших пороховой погреб под собором.

Установившееся польское владычество принесло волну притеснений православной церкви. Разорялись церкви, осквернялись иконы, преследовались православные христиане. В 1632-1643 гг. в ходе неудачной попытки русских войск во главе с воеводой М.Б. Шеиным вернуть Смоленск, при отступлении был взорван С.-Троицкий монастырь на Кловке, пострадали Борисоглебский, Спасский монастыри. Был разрушен Иоанно-Предтеченский вяземский монастырь. Многие православные храмы, монастыри стали католическими. На Соборной горе в Смоленске был построен костел. Болдинский монастырь был передан иезуитам.

Не добившись массового перехода в католичество, Сигизмунд III сделал попытку обратить православных смолян в униатство. Часть храмов стала униатскими. Местное духовенство во главе с архиепископом Сергием признало унию, но это не отразилось на религиозном сознании большинства православных смолян. В начале ХVII в. Смоленское воеводство было русским по населению, православие было самой распространенной религией. Истребление местных жителей, восполнение населения за счет выходцев из Белоруссии, Прибалтики, Украины, поддержка католичества и преследование православия государственной властью привели к тому, что некоторое распространение на Смоленской земле получило католичество.

Но православие как основная религия сохранилось, и после присоединения Смоленска к Москве началось восстановление православных храмов, монастырей. В 1658 г. восстановлен Авраамиев монастырь, в 1674 г. недалеко от Соборной горы был построен исторический преемник С-Троицкого монастыря на Кловке - Свято-Троицкий монастырь, его церковь за отсутствием собора была кафедральной, а монастырь являлся резиденцией смоленских владык.

В 1677 г. по предложению епископа Симеона IV началось строительство нового Успенского кафедрального собора на месте Мономахова. За успешную работу по закладке храма Симеон IV возведен в сан митрополита в 1679 г. В 1681 г. этот сан был закреплен за его преемниками. При митрополите Сильвестре II, который неоднократно встречал Петра I в Смоленске (1699-1706 гг.) была возведена Иоанно-Предтеченская церковь в Смоленске, при митрополите Сильвестре III - одном из просвещеннейших людей своего времени - был возведен деревянный Богоявленский собор на Соборной горе, церковь Рождества Богородицы. В 1674-1676 гг. в Вязьме был построен величественный Троицкий собор.

В ХVIII в. строились новые храмы, росло число приходов, хотя и незначительно, т.к. в период правления Петра I население Смоленщины сократилось, все ресурсы тратились на ведение Северной войны. Но позднее была основана Красногородищенская Введенская пустынь, в 1700 г. - Ордынская Богородинская пустынь возобновлена. В 1732-1740 гг. было завершено строительство Успенского кафедрального собора. В 1727 г. митрополит смоленский Филофей (грек) за непорядки в епархии, допущенные по незнанию русских обычаев, был отрешен от сана, и сан митрополита до 1991 не носил ни один смоленский иерарх.

В 1728 г. в Смоленске была открыта Славяно-греко-латинская духовная семинария. В 1739-1744 гг. при Иоанно-Предтеченском монастыре в Вязьме существовала Крутицкая семинария, впоследствии переведенная в Москву и положившая начало Духовной Академии. В 1764 г. Вяземская епархия, бывшая до сих пор самостоятельной, была причислена к Смоленской епархии. Развивалось православное образование по всей епархии: славяно-греко-латинские школы, а позднее уездные и приходские духовные училища существовали в Смоленске, Белом, Рославле, Вязьме.

Во 2-й половине ХVIII в. были возведены в Смоленске Георгиевская, Покровская, Воскресенская, Спасская, Окопная церкви, в Ельне был построен Спасо-Преображенский собор, в Рославле - Благовещенский собор, Спасо-Преображенская церковь, строились храмы по всей епархии. С середины ХVIII по середину ХIХ в. глухие леса Рославльского уезда служили местом молитвенного уединения для многих монахов, среди которых были будущие оптинские старцы, основатели Иоанно-Предтеченского скита отец Моисей и отец Антоний.
В 1812 г. православная вера и церковь укрепляли смолян в борьбе с французами, а после того, как икона Одигитрии Смоленской из Надвратной церкви была взята из разрушенного города русской армией и перед ней был отслужен молебен с участием всей армии перед Бородинской битвой, смоленская святыня стала покровительницей всей русской армии и ей служили молебен перед каждым сражением. После "грозы 1812 года" в Смоленске остались целыми только 3 храма, многие храмы по всей епархии были разорены, разрушены. Французы на своем пути не оставляли невредимым ни одного храма, расхищали, ломали и уничтожали все, что привлекало их внимание. В надежде найти церковные ценности, они ломали иконостасы, уничтожали иконы, взламывали полы, потолки, стены, а нередко и поджигали храмы. Забирали облачения, ризы, антиминсы.

В занятом французами Смоленске один из немногих остался священник Н.А. Мурзакевич. Он не только отправлял службы в Смоленском кафедральном соборе, но и был его хранителем. В Смоленске, за исключением Успенского собора и Сергиевской зимней церкви Вознесенского женского монастыря, храмы в большей или меньшей степени пострадали, были поруганы, осквернены, разграблены, а некоторые сожжены до основания. Теплый Богоявленский собор был превращен французами в лазарет, иконостас его испорчен, иконы уничтожены, похищена одна половина серебряных царских врат, а другая - изломана. Разрушены были престол и жертвенник, похищен антиминс. Авраамиевский монастырь уцелел от пожара благодаря тому, что здесь в верхнем этаже жили французы, а в нижнем располагался хлебный склад. Храмы Троицкого монастыря, как главный, так и Зачатьевский, хотя и уцелели, но внутри все было уничтожено. Монастырь был настолько разорен, что предполагали, что он будет упразднен. Свирская церковь пострадала внутри, на церковном кладбище французские солдаты разводили костры и поддерживали огонь досками от клиросов и жгли иконы. Петропавловская церковь была сожжена.

Не меньше пострадали и сельские храмы Смоленского уезда: церкви в селах Хохлове, Богородицком, Цурикове были сожжены. В селах Панском, Дресне, Катыни, Бобырях и др. храмы остались целы, но имущество было разграблено. В Красном обе церкви - соборная и кладбищенская - были разорены, в обеих церквах разграблено все имущество, ризница и сосуд.

В Дорогобуже были сожжены 3 церкви: Богоявленская, Покрово-Пятницкая и Иоанна-Богословская. Остальные храмы города, хотя и уцелели, но подверглись поруганию и разграблению. Болдинский монастырь наполеоновские войска разграбили, а соборный монастырский храм превратили в тюрьму для пленных.

Из 4 церквей Духовщины в целости осталась только одна - Духовская, из которой были похищены одежды с престола и жертвенника, деньги.

В соборном храме Вязьмы в честь Святой Троицы французы разрушили все алтари, изломали иконостасы, утварь, ризницу, иконы похитили, а сам собор превратили в соляной склад. Полностью сгорел храм Аркадьевского монастыря, остались лишь стены; утварь и ризница исчезли. Свято-Предтеченский мужской монастырь был разграблен и разорен. От церковных и монастырских зданий остались обгорелые стены. Богатые оклады на иконах, утварь и ризница, царские грамоты и библиотека со всеми книгами и документами частью сгорели, частью были расхищены. В разной степени пострадали и остальные храмы города.

В Гжатске не осталось ни одной церкви, только самые дорогие вещи (позолоченные ковчеги, сосуды, евангелия, кресты и ризы) гжатское духовенство спасло, спрятав их в близлежащем лесу. Богоявленская церковь настолько пострадала от неприятеля, что, по словам местного священника, "стала служить для города не украшением, а только одним безобразием". Крыша на ней была уничтожена, иконы частью сожжены, царские врата, окна, двери - разломаны, потайные места в каменных стенах открыты и находившиеся там антиминсы, книги, лампады, подсвечники были разбиты или похищены. Hикольская церковь полностью сгорела. Колочский монастырь подвергся беспощадному разорению.

В Поречье значительно пострадала соборная церковь. И только в Рославле все храмы уцелели.

Пострадали и священнослужители разоренных городов и сел. Они лишились всего имущества, способа дальнейшего существования, поскольку их приходы были разорены или уничтожены неприятелем. Многие остались без крова, одежды и пропитания. Был убит архимандрит Вяземского Иоанно-Предтеченского монастыря.

Но вновь началось восстановление. Очень активно возрождались старые храмы, строились новые. В 1864 г. был основан Казанский (под Сычевкой) монастырь, в 1857 г. игуменом Ордынской пустыни Палладием был основан Ордынский скит, в 1879 г. был возведен храм в Дорогобуже. В 1881 г. основан Богородицко-Рождественский женский монастырь (25 км от г.Белый).

Православная церковь в ХIХ в., следуя велению времени, активно занималась просветительской деятельностью. В 1862 г. в епархии было около 800 школ, где учились 13185 чел. (в светских школах - 3214 чел.). С прибытием на смоленскую кафедру епископа Никанора за один 1896 г. в епархии было открыто 26 церковно-приходских школ. В этот период в Смоленске работала духовная семинария (открылась в 1728 г.), мужское духовное училище (с 1817г.), женское епархиальное духовное училище (с 1852 г.). В 1896 г. в ведомстве Св. Синода в Смоленской губ. было 563 училища.

К началу ХХ в. православные верующие составляли 96,6% населения губернии. Смоленская епархия насчитывала 627 приходов, в которых 763 церкви, 291 часовня и 16 монастырей (5 из них женских). В Смоленской губ. духовное обучение велось в 10 церковно-приходских двухклассных и 325 одноклассных школах, 4 духовных училищах; 10 мужских и 2 женских учительских второклассных школах; Духовной семинарии и Епархиальном женском училище.

В советский период духовная православная жизнь в Смоленской епархии постепенно затухает. С 1922 г. начинают закрывать монастыри и церкви. Их помещения "передаются под нужды" народного хозяйства. В Духовской церкви в Смоленске размещается гормолзавод, в Троицком соборе в разное время располагались баня, макаронная фабрика, администрация Смоленского музея-заповедника. В Вязьме в Одигитриевском соборе - пивзавод, в Георгиевской церкви - коптильный цех мясокомбината. Больше повезло Болдинскому монастырю, который передавался музею. В 1929 г. был закрыт Смоленский Свято-Успенский кафедральный собор, а через год в нем открыли антирелигиозный музей, привлекавший любознательных атеистов маятником Фуко.

22.II.1922 г. был опубликован Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей в пользу голодающих. Многие священники и прихожане решили собрать денежные средства, чтобы предотвратить разорение храмов. Но декрет начал действовать. О сопротивлении духовенства и верующих изъятию ценностей говорит судебный процесс, получивший название "Смоленское дело". Он проходил в зале Губисполкома (ныне помещение филармонии) с 1 по 24 августа 1922 г Было привлечено 45 чел. Для ознакомления с делом ВЦИК организовал специальную комиссию в составе Тухачевского, Муклевича и Савченко. 25 подследственных было приговорено к различным срокам заключения, 5-- к расстрелу.

После Великой Отечественной войны положение несколько изменилось. В 1946-47 гг. областной Совет принял на охрану памятники, имеющие общественное (их насчитали 42) и местное (28) значение, выделил средства для реставрации храмов и крепостной стены. В Смоленске богослужения проходили в Успенском кафедральном и Богоявленском соборах, Спасо-Окопной и Печерской Свято-Антониевской церквах.

События последних лет, приведших к падению тоталитарного режима, резко изменили ситуацию. Сегодня в Смоленской епархии 69 приходов. Богослужения проходят в церквах и молитвенных домах, открытых во всех районах области. На Смоленщине 2 действующих монастыря: Герасимо-Болдинский в Дорогобужском районе и Иоанно-Предтеченский в Вязьме.
В Смоленске в 1988 г. открыто Межъепархиальное Духовное училище. Обучение здесь ведется на 2 отделениях: пастырском и регентском. С 1991 г. начала действовать православная гимназия, с 1992 г. - православный детский сад. Закон Божий преподается в ряде школ области и в некоторых др. учебных заведениях. Воскресные школы созданы при всех действующих храмах. При кафедральном соборе развернулось православное молодежное движение. С 1993 г. возобновлено издание журнала "Смоленские епархиальные ведомости". Большим событием в жизни епархии было посещение Смоленска Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II 1-3 мая 1993 г.

Лит.: Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковнослужителя. - Ч..2. - М., 1993; Церковно-исторический очерк Смоленска (составлен в 1912) // Смоленские епархиальные ведомости, 1994. - № 2; Отчет Смоленской епархии за 1992 год // Смоленские епархиальные ведомости, 1993. - №. 1; Алексеев Л.В. Смоленская земля в IХ-ХIII вв. - М., 1980; Смоленские грамоты ХIII-ХIV вв. / ред. Аванесова Р.И. - M., 1963; Кондрашенков А.А. История Смоленской земли с древнейших времен до середины ХVII в. - Смоленск, 1982.


И.А.Дубовская
2002 г.





 

Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму