Впервые в небе Смоленска (1911 г.) А.Школьников

Впервые в небе Смоленска (1911 г.) А.Школьников


Первый показательный полет самолета в небе Смоленска жители нашего города увидели летом 1911 года.

К этому времени интерес к авиации начал распространяться по всему миру. Еще в начале 1908 года достоянием широкой общественности стали полеты У.Райта во Франции. И в России во многих городах возникают аэроклубы, воздухоплавательные кружки и общества, начинают выходить журналы, пропагандирующие авиацию и воздухоплавание. Энтузиасты строят самодельные самолеты и планеры. Первые публичные полеты на аэропланах в России совершают сначала иностранные, а затем и русские летчики, обучившиеся летному делу за границей.

Авиация распространяется по всей России стремительными темпами. Об этом говорят такие цифры: если в 1909 году еще никто из русских летчиков не летал ни в России, ни за границей (где, в основном во Франции, обучались практически все пионеры-авиаторы), то в 1910 году с показательными полетами в России выступили около 50 русских летчиков.

1910 год вообще характерен всплеском авиационных событий: воздухоплавательными обществами и аэроклубами строятся планеры и примитивные аэропланы, закупаются первые летательные аппараты за границей; в Петербурге проводится Первая авиационная неделя, устроенная Всероссийским аэроклубом; там же, в Петербурге, проводится Всероссийский праздник воздухоплавания, в котором принимают участие только русские летчики; авиатором А.А.Васильевым выполнен один из первых беспосадочных перелетов из Елизаветполя в Тифлис (176 километров за 1 час 55 мин.) В середине лета 1910 года в различ ных городах России проходят показательные полеты русских авиаторов, только что получивших за границей первые пилотские свидетельства. В Одессе начал свои полеты вернувшийся из Франции первый русский летчик, смолянин по рождению, Михаил Никифорович Ефимов. В Москве, Нижнем Новгороде и других городах России совершил ряд полетов Сергей Исаевич Уточкин.

В начале 1911 года в Петербурге состоялось открытие 1-го Всероссийского Воздухоплавательного Съезда. Организована 2-я Петербургская авиационная неделя, в рамках которой авиатор А.А. Васильев, герой нашего повествования, устанавливает ряд рекордов, объявляется чемпионом и награждается различными призами. О нем и пойдет речь, как о первом летчике, выполнившем первый показательный полет над Смоленском. Об этом мы узнаем из дореволюционных публикаций газеты "Смоленский вестник".

К сожалению, этому событию на страницах "Смоленского вестника" за 24 июня 1911 г. (здесь и далее все даты даны по новому стилю) было уделено очень немного внимания. В разделе "Местная хроника достаточно коротко описывался весь полет, и немного информации дано в заметке "К полету Васильева" на следующий день ("Смоленский вестник" за 25 июня 1911 года).

Авиатор Васильев выполнил свой полет над Смоленском 23 июня 1911 года. Так утверждает газета "Смоленский вестник". А вот был ли это действительно первый полет самолета в Смоленске?

Тщательно изучив немалое количество старых изданий, архивных материалов и других источников, сведений о других полетах на Смоленщине в 1911 году (как и до 1911 года) автору разыскать не удалось.

И хотя нигде, в том числе и в "Смоленском вестнике", не сказано, что полет авиатора А.А.Васильева является первым в истории Смоленска, да и сами публикации "Смоленского вестника" даны в скупых будничных тонах, все-таки за неимением другой информации можно считать данный полет первым. Почему же тогдашний корреспондент "Смоленского вестника" так буднично говорил об этом событии? Без малейшего намека на восторг и восхищение, которые должны были бы сопутствовать этому событию. Кто знает... Может быть, такой стиль изложения событий был тогда традицией?

А ведь верно! Зачастую репортеры тех лет освещали события языком бесстрастного очевидца-наблюдателя, избегая анализа и навязывания собственного взгляда на то или иное событие, факт, явление. Читая старые газеты и журналы, невольно отмечаешь именно такую манеру изложения событий тогдашними репортерами. Как подтверждение хочется привести слова историка С.Токарева: "Репортер (тех, давних лет) не грешил красотами слога. Сухо до бесстрастия (страсть прорывалась редко) старался по мере сил передать, что видел. Неоценимый для будущих историков способ." (С.Токарев "Хроника трагического перелета", М., "Патриот", 1991.)

Но вернемся к полету. Согласно предварительному объявлению в "Смоленском вестнике" полеты авиатора Васильева планировались на беговом ипподроме. Чтобы современный читатель нагляднее представил себе обстановку того времени, уточним, что беговой ипподром располагался на месте нынешнего стадиона Смоленского института физкультуры. А вокруг был пустырь. Город фактически оканчивался каторжной тюрьмой, впереди и слева от которой (если ехать из города по Киевской дороге, ныне - проспект Гагарина) и был ипподром. Пилот должен был выполнить несколько полетов на аэроплане "Бле-рио" (скорее всего, это был "Блерио-XI"). Народу скопилось множество. Места, отведенные для зрителей, были все заняты. Но "...многочисленная публика в значительной своей части расположилась за ипподромом, так сказать вне пределов платности." ("Смоленский вестник", 1911г., 24 июня). Еще бы... Аэроплан все-таки, по воздуху должен летать, и так увидим...

Начало полетов планировалось на 7 часов вечера, но аэроплан (доставленный в Смоленск по железной дороге) собрали только к 8 часам. И опять слово "Смоленскому вестнику": "В 8 ч. 3 м. (так в газете. - Прим, авт.) Блерио после небольшого разгона взвился и сделал три красивых круга на высоте 350 - 400 метр., плавно спустившись на месте подъема после 9-минутного полета." По другим источникам - полет продолжался 6-7 минут. Летчик больше не летал, хотя ранее обещал показать несколько "фигурных полетов и спусков". Прекращение полетов авиатор объяснил скоплением публики, исключающим благополучную посадку в случае отказа мотора и "неблагоприятными воздушными течениями". Смоленский краевед С.М.Яковлев в свое время утверждал, что во время этого полета среди заинтересованной публики находились и два смоленских мальчика, два брата - Александр и Борис Туржанские, в будущем известные советские летчики, одни из основоположников боевого применения авиации, в частности для штурмовки наземных войск противника. А Борис Александрович Туржанский еще и Герой Советского Союза, первым из смолян удостоенный этого высокого звания, к тому же первый гражданин СССР, получивший это звание за боевые заслуги (Звезда Героя №12, предыдущие такие награды были вручены за спасение челюскинцев и сверхдальние перелеты). Но это уже другая повесть: о летчиках-смолянах.

А пока... Начальник дивизии предложил авиатору Васильеву выполнить полеты на лагерном поле за Покровской горой, но тот отказался и в тот же день, 23 июня, уехал в Москву. Аэроплан был разобран и на платформе отправлен также в Москву. А.А.Васильев в Смоленске вообще больше не летал. Перед отъездом из Смоленска он обещал через несколько дней вернуться для повторных полетов, а также обещал пригласить с собой другого авиатора, А.М. Габера-Влынского, тоже очень известного тогда в России.

По мнению "Смоленского вестника", авиатор Васильев отказался от продолжения полетов по причине малого денежного сбора (около 2000 рублей). Ну что же, коммерческие вопросы (их обычно решали импресарио, делая авиаторов еще больше похожими на гастролирующих артистов) занимали далеко не последнее место в организации полетов. Денежные средства от сборов шли и на оплату транспортировки аэроплана по железной дороге (внеаэродромные перелеты были редки из-за крайне ненадежных моторов), на оплату труда механиков, горючее и запчасти. На бесконечные ремонты хрупких летательных аппаратов...

Но было событие, которое (как кажется автору) сыграло немаловажную роль в срочном отъезде Васильева из Смоленска. Через месяц, в середине июня, планировалось первое в России внеаэродромное состязание - перелет Петербург - Москва. Объявлениями об этом перелете пестрели все газеты России. Васильев, рекордсмен того времени по перелетам (помните - мы упоминали перелет Елизаветполь - Тифлис), никак не мог не участвовать в этом состязании. Тем более что первый приз был назначен немалый - 75000 рублей. И, конечно же, к такому значительному событию необходимо было тщательно подготовиться. Забегая вперед отметим, что знаменитый перелет Петербург - Москва состоялся 10-11 июля 1911 года. В состязании участвовало девять летчиков, двое из них - с пассажирами. До цели долетел один А.А.Васильев, остальных постигла неудача. Об этом знаменательном в истории российской авиации и одновременно трагичном событии можно прочитать в уже упоминавшейся выше книге С.Токарева "Хроника трагического перелета" (в ней же историк дает достаточно подробное жизнеописание авиатора). На своем "Блерио-ХГ» Васильев одержал замечательную для того времени победу, преодолев 725 км за 24 часа 41 минуту 14 секунд (пробыв в воздухе 9 часов 30 минут летного времени).

А теперь хочется рассказать, хотя бы вкратце, о самом Васильеве, впервые продемонстрировавшем смолянам полет аппарата тяжелее воздуха.

Александр Алексеевич Васильев, один из первых русских летчиков, родился в 1881 году. По профессии - юрист (окончил юридический факультет Казанского университета, служил в Казанском окружном суде). О себе он писал так: "...Начитался об авиации, бросил место в Казанском суде и поехал в столицу - поглядеть на авиационные состязания. Увидел там полеты Морана и Попова - и прощай, покой! Решил стать пилотом." Это было на Международной авиационной неделе в Петербурге, весной 1910 года. Вскоре он уехал во Францию, где, окончив летную школу Л.Блерио, получил пилотский диплом. Обладая высоким мастерством пилотирования, А.А.Васильев в течение нескольких лет совершал показательные полеты в разных городах России. Вот как писал о нем его друг, вместе с ним обучавшийся летному делу во Франции, замечательный русский летчик Александр Кузьминский: "Храбрый, расчетливый летчик, не пускающийся сломя голову на риск, если этого настоятельно не требует обстановка, всегда уверенный в себе... Вся довоенная история русской авиации (до первой мировой войны. - Прим, авт.) неразрывно связана с его именем".

Участвуя во многих авиационных состязаниях того времени, А.А.Васильев неизменно занимал призовые места по различным видам полетов. Он одним из первых летчиков освоил высший пилотаж, в том числе и петлю Нестерова (тогда она называлась мертвой петлей), входил в тогдашнюю первую пятерку "лет-листов" (А.Е. Раевский, A.M. Габер-Влынский, Т.Н. Ефимов, Е. Шпицберг, А.А. Васильев). Кстати, он первым выполнил мертвую петлю с пассажиром, что было тогда своеобразным мировым рекордом. Но наибольшую популярность ему принесла победа в перелете Петербург - Москва, о котором мы упоминали выше. Из всех участников перелета до Москвы долетел один Васильев. А участвовали в состязании такие известные летчики, как М.Г. Лерхе, Н.Д. Костин (как утверждали - из разорившихся смоленских крестьян, хотя он сам предпочитал не распространяться на эту тему), С.И. Уточкин, Г.В. Янковский, М.Ф. Сципио дель Кампо. Условия перелета были очень сложные, и с точки зрения погоды, и из-за плохой технической подготовки перелета. Причина неудачи соперников Васильева кроется, как кажется, еще и в том, что они не имели такого, как у него, опыта внеаэродромных дальних перелетов. А у него (декабрь прошлого года) за плечами уже был перелет Елизаветполь - Тифлис.

Популярность Васильева была так высока, что без его участия теперь не обходились престижные авиационные состязания и праздники, имя его не сходило с афиш во многих городах России.

А 14 октября 1911 года он терпит аварию при летных испытаниях модернизированного (с двойным управлением) аэроплана "Блерио", от которых ранее отказался наш знаменитый земляк, первый и опытнейший русский летчик М.Н. Ефимов. Сразу после взлета самолет стало сильно кренить и относить ветром. При устранении крена отломилась ручка управления. При посадке поперек аэродрома на пути самолета оказались два человека. Васильев быстро отвернул, машина перевернулась и упала на землю. Летчик получил многочисленные переломы и ушибы, в том числе повреждение позвоночника. Последовало длительное лечение в госпитале, во время которого (по улучшении самочувствия) Александр Алексеевич написал книгу "В борьбе с воздушной стихией", о перелете Петербург - Москва.
С 1913 года А.А.Васильев работал летчиком-испытателем на петербургском заводе Первого российского товарищества воздухоплавания (завод Щетинина). В этом же году он осуществил перелет Петербург - Москва - Петербург, затратив 51 час б минут общего времени и пробыв в воздухе 10 часов 52 минуты.

Весной следующего, 1914, года авиатор начал готовиться к перелету Петербург - Париж. Пока согласовывался маршрут в различных ведомствах, наших и заграничных, началась первая мировая война.

С самого начала войны А.А.Васильев поступил добровольцем в армию. В августе он писал сестре: "Я принят в качестве летчика в действующую армию Юго-Западного фронта, завтра утром иду в первую воздушную разведку". Это был его первый и последний боевой вылет. 29 августа 1914 года, при выполнении воздушной разведки, самолет Васильева попал под обстрел австрийских войск, осколками снаряда был поврежден мотор. Летчик спланировал на вынужденную посадку и попал в плен к австрийцам. Александр Алексеевич пытался бежать из плена, но неудачно. Был заключен в штрафной лагерь со строгим режимом. В плену он пробыл до 1918 года и, не дожив совсем немного до обмена пленными (занималась этим специальная комиссия Красной Армии), скончался от болезней на 37-м году жизни.


Александр ШКОЛЬНИКОВ



 

Назад

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму