Ул. Глинки

Ул. Глинки


Улица Глинки расположена в центре, начинается от улицы Ленина, проходит между Блонье и зданием филармонии, пересекает улицу Коммунистическую и заканчивается на улице Большой Советской. Имя Глинки улица начала носить с 1954 года, когда отмечалось 150-летие со дня рождения композитора. До этого года она называлась Большой Пролетарской. До революции участок между Блонье и зданием Дворянского собрания (ныне филармония) никак не именовался. От Блонье до Большой Благовещенской (Б. Советской) улица называлась Большой Дворянской.

Улица проходит вдоль восточной стороны городского сада им. Глинки. Но смоляне чаще его называют Блонье. В далеком прошлом здесь был заболоченный луг. Во времена Ростиславичей на этом месте пасся скот горожан. В XV веке территория Блонье вошла в черту города. В XVI-XVII веках здесь понастроили жилые и всякие другие строения. В 1780 году Екатерина II вместе с австрийским императором Иосифом II осматривала город. После осмотра императрица повелела освободить территорию современного Блонье и сделать площадь для обучения войск. Приказание было исполнено. Вокруг площади построили 16 каменных корпусов для присутственных мест. Использовали каменный бут из развалин монастыря на Кловке. На площади проводили строевое обучение солдат и проводили парады.

Поблизости от Блонье жили именитые горожане, жены и дочери которых каждодневно могли слышать сочные словечки артикульных команд. Не мудрено, что просвещенный губернатор Н. И. Хмельницкий обратился к царю с просьбой перевести плац к находившемуся тогда на отшибе Королевскому бастиону, а на месте существующего заложить сад (так в те времена называли скверы и парки). Соизволение было дано, и в 1830 году плац заменили садом. «Сам Хмельницкий и даже самые благородные дамы принимали участие в посадке деревьев и цветов», записал тогда один из современников.

Сад был спланирован по всем правилам паркового искусства того времени: симметрично расположенные аллеи, по ранжиру посажены деревья. На тучной, столетиями удобряемой почве, прикрытые домами от сильных ветров деревья поднялись быстро. В центре сада был цветник. Площадь современного Блонье 4,2 га .

Украшает Блонье памятник Михаилу Ивановичу Глинке. Он был создан на добровольные пожертвования граждан страны. 16 сентября 1883 года состоялась церемония закладки памятника, на которой присутствовали композитор С.П. Танеев, музыковед Т.А. Ларош. В 1885 году в день рождения М.И. Глинки памятник был торжественно открыт. Хор и оркестр с колоколами под управлением М.А. Балакирева исполнял «Славься». Около памятника стояли крупнейшие композиторы: П.И. Чайковский, А.К. Глазунов, С.П. Танеев, А.С. Аренский, а рядом с ними сестра и друг М. Глинки — Людмила Ивановна Шестакова.

Автор памятника А..Р. Бок. Чугунная решетка для памятника изготовлена по проекту скульптора И.С. Богомолова. На строках нотного стана позолоченными нотами показаны двадцать четыре фрагмента из произведений Глинки. Музыкальный критик В. Стасов писал о ней: «Решетка к памятнику Глинки совершенно необычная... Подобной решетки нигде до сих пор не было в Европе. Она вся из нот, точно из золотого музыкального кружева». Памятник Глинки долгое время был единственным в городе.

На улице Глинки отметим здание филармонии, дошедшее до нас таким, каким оно было в 1824 году. Именно тогда завершили его строительство. Большой зал, расположенный на втором этаже центральной части корпуса, имеет хорошую акустику. В этом зале в 1848 году смоляне чествовали М.И. Глинку, который несколько месяцев жил тогда в Смоленске. По просьбе земляков он сыграл несколько своих произведений на фортепиано.

В этом зале в праздничные дни и в конце недели проводились танцы. Оркестр размещался на хорах. Мраморной лестницы, полов в вестибюле из плитки, роскошных люстр тогда не было. Внутренняя и внешняя отделка была скромной. На строительство дома каждый дворянин давал сумму денег в зависимости от того, сколько у него было крепостных душ. Но в Доме дворянского собрания все дворяне были формально равны.

В зале выступали многие музыкальные знаменитости второй половины XIX и всего XX века. В числе их назовем Ф. Шаляпина, А. Нежданову, И. Козловского, И. Архипову, С. Рихтера, Э. Гилельса, Д. Хворостовского.

По предложению И. Козловского, сделанного им в статье, опубликованной в газете «Рабочий путь» в 1957 году, стали проводиться Глинковские музыкальные декады, на которые к смолянам съезжаются знаменитые музыканты и исполнители. Большой вклад в музыкальное образование смолян вносят работники Смоленской филармонии и Смоленского музыкального училища. Здесь часто выступают смоленские коллективы: Смоленский русский народный оркестр им. В. Дубровского, Смоленский камерный оркестр под управлением А. Орлова.
С 1930 по 1988 год здание было административным корпусом Смоленского медицинского института. После реставрации в нем открыли концертный зал им. Глинки на 400 мест.

Из других зданий, заслуживающих упоминания, назовем небольшое здание на правой стороне, где сейчас находится Дворец торжественных обрядов. Внешне оно неброское, небольшое по размерам. Только присмотревшись, можно обнаружить, что здание двухэтажное. Его построил в 80-х годах XIX столетия помещик А.П. Энгельгардт, в то время — городской голова. Это здание было его родовым домом.

По предложению смоленского поэта Н. Рыленкова в первые послевоенные годы на месте разбомбленных домов на перекрестке улиц Глинки и Б. Советской разбили сквер. Сейчас в нем стоит памятник А.Т. Твардовскому и его литературному герою — Теркину, открытый в 1995 году. Таким образом, этот сквер соединяет двух поэтов земли Смоленской.

 

 

 

Б.Н. Перлин «Смоленск и его улицы»

Смоленское областное книжное издательство «СМЯДЫНЬ» 2002

 

Назад

arxiv

Галерея

Голосование

Как часто Вы посещаете музеи?

© Администрация Смоленской области

©  Департамент Смоленской области
     по информационным технологиям

WebCanape - быстрое создание сайтов и продвижение

logofooter
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму
© Департамент Смоленской области по культуре и туризму